Река Томь – одно из главных украшений города с населением 106 000 человек. На гербе Междуреченска изображены кусок угля и две реки, на которых стоит город, – Томь и Уса. Причем автор герба города Вадим Гущин, когда создавал его в 1966 году, допустил ошибку – на изображении реки текли в обратном направлении. Ошибку исправили лишь в 1993 году.
Дамба, ограждающая Междуреченск от разливов Томи, – излюбленное место для семейных прогулок в теплую погоду. Как видно на снимке, весна в город только пробирается – робко и несмело.
Солнечные часы на центральной улице города – Коммунистическом проспекте. Студент профессионального училища № 62 17-летний Александр показывает, как они работают: тень от стального шипа высотой метров в шесть падает на деления на тротуаре, по которым, собственно, и можно узнать время. Еще одни солнечные часы стоят у входа в городской парк. Правда, в пасмурную погоду (она стоит в Междуреченске уже неделю) оба устройства бесполезны.
От парка к площади ведет широкая аллея, ухоженная и чистая. На площади – дворец культуры «Распадский», возле которого 14 мая прошел митинг шахтеров.
Снег и холод не останавливают фанатов-рыбаков, которые удят рыбу, стоя по колено в ледяной воде. Уловы не всегда поражают воображение, но являются хорошим подспорьем для местных жителей.
На пляже – пока ни души. Оно и понятно: на улице +4 градуса, дует ветер, и иногда идет снег. Но летом здесь не протолкнуться: климат в Сибири таков, что зимой стоят трескучие морозы, а летом жарит как из печки.
Весенняя площадь не зря носит свое имя: вся она разрисована яркими картинками, которые добавляют красок в целом унылой весенней природе.
Междуреченские голуби людей совершенно не боятся – завидев остановившегося прохожего, они гурьбой слетаются к нему и требуют как минимум внимания, как максимум – хлебных крошек.
Отреставрированный и модернизированный кинотеатр «Кузбасс». Здесь уже можно смотреть фильмы не только в системе Dolby Digital, но и в модном 3D – на этой неделе местная молодежь вечерами заполняет залы, чтобы посмотреть четвертую часть «Шрека». В кино горожане ходят часто и с удовольствием.
Памятник Ленину не только хорошо сохранился, но и выглядит совсем как новый. «Золотой» Ильич венчает собой Коммунистический проспект – центральную пешеходную улицу, по которой любят гулять междуреченцы. Проспект напоминает Арбат в Москве: здесь расположены разные магазины, памятники, фонтаны. А с ресторанами на этом «арбате» проблема – всего пара заведений, не внушающих доверия.
По всему городу разбросаны маленькие киоски фаст-фуда «Подорожник». Такие же точки есть во всей Кемеровской области. Здесь можно съесть горячий бутерброд, выпить кофе, какао или фирменного лимонада. Аналог чизбургера – бутерброд «Русский» – здесь стоит 45 рублей. Приятного шахтерского аппетита!
Пиво «Междуреченское» прочно занимает позицию главного поставщика пенного напитка на местный рынок – фирменные палатки и магазины можно найти практически на каждом углу. Пиво продают и разливное, и в бутылках. Всего предлагается шесть сортов по 45–48 рублей за литр. Местное «жигулевское» – легкое, не крепкое. «Междуреченское темное» варят, как и положено, на карамельном солоде.
Многие горожане, отработав смену в забое, едут «таксовать» – поездка в любой конец города обходится в 60 рублей. «Для меня это не основная работа, вообще я работаю в охране, – рассказывает Александр. – Но платят мало, приходится подрабатывать извозом. Хотя подработкой это назвать сложно: на такси я зарабатываю больше, чем на основной работе».
В шахтерском городе нет маршруток – только такси и большие автобусы. Остановки, как здесь принято, тоже носят «производственные» имена. Кто придумал назвать остановку «Шурави», доподлинно неизвестно.
У зданий УВД и прокуратуры – семейство сов в котелках и при бабочках. Очевидно, они здесь, чтобы напоминать всем о мудрости и беспристрастности правосудия. По крайней мере других версий ни милиционеры, ни работники прокуратуры назвать не смогли.
ОМОН пока не покинул город – власти и руководство «Распадской» все же опасаются повторения событий 14 мая, когда несколько тысяч человек вышли сначала на митинг, а затем перекрыли железную дорогу. Очередной всплеск недовольства возможен в субботу, 22 мая. Хотя чиновники в это не очень верят: в Междуреченске живут очень спокойные люди.
Главный работодатель и главная головная боль – офис «Распадской угольной компании». В ночь с 8 на 9 мая на шахте «Распадская» погибли 66 горняков. Судьба еще 24 человек до сих пор неизвестна – попасть внутрь шахты пока невозможно. Судьбы большинства жителей Междуреченска так или иначе связаны с угольной отраслью.
Здание городской администрации выглядит довольно скромно. Чиновники, работающие в нем, на все вопросы о трагедии и ее последствиях отвечают: в городе все спокойно, в беде никого не оставим.
В 2001 году неподалеку от центрального парка установили стелу в память о всех горняках Междуреченска, погибших на рабочем месте.
Именно сюда люди несут и несут живые цветы – уже 12 дней.
Родственники приносят к стеле портреты своих погибших в шахте кормильцев.
*При подготовке материала использованы фотографии Дмитрия Иванова