Бывают ли летательные аппараты легче воздуха? Конечно! Это же наш старый добрый дирижабль. Именно он по сравнению с самолетами и вертолетами обладает комплексом преимуществ - из-за своей "аэростатической природы", то есть подъемной силы, для поддержания которой не требуется никакой энергии. Отсюда и способность дирижаблей "висеть" в воздухе и обходиться без аэродромов. Сегодня, похоже, мы становимся свидетелями нового приступа "дирижабельной лихорадки": во многих странах мира ведутся разработки проектов крупных воздушных кораблей, предназначенных для перевозки тяжелых грузов.
Идейное и конструкторское наследие великого русского ученого Константина Циолковского актуально по сей день. Так, группа российских инженеров, работающих под эгидой Русского воздухоплавательного общества, стремится воплотить в жизнь проект транспортного дирижабля большой дальности полетов и высокой грузоподъемности - ДЦ-Н1. Уйдя от шаблонного копирования конструкции дирижабля Циолковского, разработанного еще в 80-е годы ХIХ века, специалисты хотят, однако, использовать основные идеи Константина Эдуардовича: управление подъемной силой за счет подогрева несущего газа, изготовление аппарата на основе технологий своего времени, то есть с максимальной рентабельностью и т.д.
Дирижабль будет иметь длину 270 м, высоту оболочки - 55 м, воздушный объем составит около 400 тысяч кубометров, грузоподъемность - 200 тонн. Максимальная скорость - около 170 километров в час, дальность полета с крейсерской скоростью (100 км/ч) достигнет 15 тысяч километров.
По мнению авторов проекта, применение дирижабля может принести немалую пользу на российских обширных, подчас малоосвоенных землях. Например, при доставке крупных агрегатов - оборудования ЛЭП, химических предприятий, буровых вышек, нефтепроводов.
К тому же подобный воздушный транспорт экологически чистый. Немаловажно и то, что использование дирижаблей может оказаться довольно выгодным и на международном рынке. Как писал Циолковский, "даже аэростат из червонного золота даст приличный процент прибыли".