Противоречия ведущих экономических держав относительно того, как следует бороться с кризисом, во многом связаны с тем, что позиции и интересы отдельных стран настолько разнятся, что вряд ли возможно привести их к единому знаменателю.
Повторенье - мать ученья
В России все же решили попытаться. Так, к лондонскому саммиту "двадцатки" был подготовлен список из восьми основных направлений, по которым предполагается противодействовать кризису. Серьезных нововведений придумать не удалось. И перечень антикризисных мер сводится к повторению ранее озвученных. Среди них уже набившее оскомину реформирование мировых финансовых институтов МВФ и ВБ, создание нескольких резервных валют и финансовых центров, а также глобального мегарегулятора. "Слова красивые и не новые. Однако их воплощение в жизнь вряд ли возможно без единого подхода, который едва ли будет выработан, поскольку за столом переговоров сидят, например, богатые США и бедная Индия", - пояснил профессор Российской экономической школы Олег Замулин.
Среди мер нашлись и такие, предлагая которые Россия, как кажется, хочет решить в первую очередь свои собственные, но никак не мировые проблемы. Так, в частности, РФ настаивает на сохранении тенденции по финансированию развивающихся стран. Кроме того, концепция энергоэффективного роста предполагает установление прочной взаимозависимости между производителями, потребителями и транзитерами энергоресурсов.
В предложениях России были замечены и те проблемы, которые, безусловно, требуют решения, однако имеют весьма сомнительное значение для вывода мировой экономики из кризиса. Действительно, о повышении финансовой грамотности в нашей стране говорят уже давно, но принципиальную роль в борьбе с финансовым коллапсом это вряд ли сыграет.
Все же одно весьма необычное предложение Россией было сделано. Оно заключается в создании единой мировой наднациональной валюты. Впрочем, эксперты скептически отнеслись и к этому начинанию. "Российское руководство правильно понимает основную проблему глобального мира - противоречие между необходимостью единой мировой валюты и тем, что ею является одна из национальных валют", - отметил директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, добавив, что создание глобальной платежной единицы остается иллюзией даже в долгосрочной перспективе.
Когда в товарищах согласья нет
США, за которыми зачастую остается последнее слово на саммитах, видят пути выхода из кризиса иначе. По словам главы ФРС Бернанке, необходимо в первую очередь оздоровить финансовую систему. Делать это, как водится, надо денежными вливаниями. Если это удастся сделать, то крупнейшая экономика начнет восстанавливаться уже к концу года.
G20 особенно не противится американским начинаниям. И хотя германский министр финансов Петер Штайнбрюк и высказал некоторые опасения относительно вкачивания государственных денег в еще не реформированную финансовую систему, все же в итоговом коммюнике последней встречи глав монетарных ведомств значилось существенное увеличение финансирования МВФ.
Что же касается российских предложений, то в условиях, когда даже представители либеральных экономик не в состоянии договориться между собой, они вряд ли будут приняты на вооружение. "Вежливо скажут, что это хорошие идеи", - отметил Руслан Гринберг.
Предложения Кремля к саммиту G20
1. Введение новых международных стандартов макроэкономической и бюджетной политики, обязательных для всех ведущих экономик.
2. Стимулирование внутреннего спроса в национальных экономиках.
3. Разработка международного соглашения, устанавливающего глобальные стандарты регулирования и надзора в финансовом секторе.
4. Реформирование международной валютно-финансовой системы, включающее увеличение числа резервных валют и финансовых центров, а также создание наднациональной резервной валюты.
5. Реформирование международных финансовых институтов, в том числе пересмотр роли и структуры МВФ, перераспределение голосов и квот в фонде в пользу развивающихся стран.
6. Финансирование странами-донорами развития в развивающихся странах. Концентрация на поддержке наиболее бедных стран.
7. Повышение финансовой грамотности населения.
8. Внедрение концепции энергоэффективного роста, подразумевающего энергосбережение, разработку альтернативных источников энергии и обеспечение доверия между потребителями и поставщиками ресурсов.
Кризисные потери
50 трлн. долларов составили потери мировой финансовой системы в результате кризиса.
369 млрд. долларов потеряли из-за кризиса российские олигархи, по данным журнала Forbes.
1 трлн. долларов - столько, по самым скромным оценкам, составил объем списаний в крупнейших банках США.
43 млрд. долларов только с начала года истратил ЦБ на поддержание курса рубля.