По мнению депутатов, намерение правительства пошлинами защитить интересы отечественных автопроизводителей "подорвет сложившуюся систему автобизнеса, что приведет к повышению социальной напряженности в стране". Для сотен тысяч жителей Дальнего Востока все, что связано с продажей подержанных иномарок, - вопрос выживания. К примеру, во Владивостоке, население которого составляет около 600 тысяч человек, в автобизнесе заняты порядка 150 тысяч. Это продавцы авторынков, экипажи судов, которые доставляют машины из Японии, работники автомастерских и транспортники, что развозят машины по стране.
После повышения пошлин и вызванного этим роста цен на автомобили неизбежно упадет спрос. По мнению экспертов, примерно половина работников автобизнеса на Дальнем Востоке будут вынуждены искать новую работу. Что в охваченных кризисом регионах, где экономика и без того давно находится в плачевном состоянии, проблематично.
Намерения правительства у владивостокцев вызывают бурю эмоций.
- На нашей площадке на Зеленом углу (так называют расположенный в городе крупнейший на Дальнем Востоке и в Сибири авторынок) работают 40 продавцов, - говорит автодилер Михаил Афонин. - В январе, судя по всему, всех ждет разорение. Многие собираются на заработки в Китай. А мне куда? Кредиты надо выплачивать. Но как, если правительство разрушит мой бизнес?
- Клиентов у нас уже гораздо меньше. Наверное, из-за кризиса, - рассказывает автослесарь мастерской Григорий Мухорьямов. - А если еще и пошлины повысят, кто вообще на Дальнем Востоке станет покупать автомобили? Значит, и мастерской конец. Причем не только нашей. А у меня маленький ребенок, жена без работы, квартиру снимаю. Как жить?
МНЕНИЕ
ЗЮГАНОВ ПРЕДЛАГАЕТ ПРИМОРЦАМ ЛЕВЫЙ РУЛЬ
Вчера лидер КПРФ Геннадий Зюганов грозил массовыми акциями неповиновения в ближайшее время. Затронул он и волнения во Владивостоке. Лидер КПРФ напомнил, что он уже два года говорит о том, что сохранение рынка подержанных "японок" на Дальнем Востоке - порочная практика. Как предлагал Зюганов еще до кризиса, в Приморье нужно построить заводы по сборке наших или зарубежных леворульных авто, чтобы снизить транспортные расходы и дать работу тем, кто сейчас занят "японками".
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вячеслав Фетисов, член Совета Федерации от Приморья:
- Раз приморцы вышли на улицы, значит, это действительно серьезно затрагивает их жизнь. Обещаю, что мы донесем переданные нам требования до правительства и возьмем под контроль развитие ситуации.
Виктор Похмелкин, глава Движения автомобилистов России:
- Новые пошлины больно бьют по бизнесу, в котором, по нашим данным, занято до 60% населения дальневосточных регионов и который приносит до трети налоговых поступлений в местные бюджеты. Нельзя исключать, что государство, повысившее ввозные пошлины под давлением российских автоолигархов, все же будет вынуждено их скорректировать. Многое будет зависеть от последствий, к которым приведут ново-введения.
Вячеслав Лысаков, лидер общественной организации российских автомобилистов "Свобода выбора":
- Вряд ли государство пойдет на уступки дальневосточникам. Правительству стоит ожидать серьезных акций протеста. Нынешнее повышение пошлин уже привело к тому, что обычная иномарка подорожала на Дальнем Востоке в среднем на 3-5 тысяч евро.
Анатолий Локоть, депутат Госдумы от КПРФ:
- Мне кажется, это очередная серьезная ошибка правительства, которая приведет к тяжелым социальным последствиям. В Зауралье значительная часть населения вовлечена в этот бизнес. Мы сейчас выясняем, сколько людей будут выброшены на улицу. Я готов поднять эту проблему на очередном пленарном заседании Госдумы. Думаю, правительство должно задуматься и пересмотреть подходы к решению этой проблемы.