Об этом шла речь за "круглым столом" в Центре развития русского языка. В дискуссии, которая проходила в свободном творческом режиме, приняла активное участие супруга президента России. Участники "круглого стола", среди которых были школьные и вузовские словесники, детские психологи, писатели, представители книжных издательств, библиотекари и школьники, старательно избегали слова "кризис" в своих оценках. Однако в итоге все же выходило, что есть основания говорить именно о кризисе в российской современной художественной литературе для детей и юношества. По оценкам социологов и издателей, сегодня на книжном рынке литература для подростков составляет 7- 8 процентов от общего тиража. Причем большую часть этого скудного сегмента наверняка "забирают" тиражи книг Толкиена и Джоан Роулингз.
Сегодняшний ритм жизни не располагает к неспешному чтению- а этого требует серьезная художественная литература- не только подростков, но и их родителей. Детективы и фэнтези, в лучшем случае приключения читают сегодня большинство детей. Если вообще читают. Людмила Путина предложила, не забывая о рыночном характере книжной индустрии, подумать о государственной поддержке литературы для детей и юношества. Говоря о масштабной государственной программе развития подросткового чтения, первая леди привела примеры существования такой в США и Великобритании, где детские книжные фестивали устраивают даже в супермаркетах, куда люди ходят, увы, чаще, чем в библиотеки.
Приобщение к настоящей, большой литературе детей - вопрос настолько не простой, что вызвал и острую полемику. По мнению супруги президента, здесь нужен особый, тонкий, индивидуальный подход, поскольку от первого контакта ребенка с книгой зависит, будет ли он читать потом сам хорошие умные книги или, напротив, сразу столкнувшись с трудностями, потеряет всякий вкус к чтению. В этом контексте ее беспокоят и нынешние школьные перегрузки детей. Однако эти, на мой взгляд, справедливые вещи вызвали возражения некоторых участников дискуссии, причем, как ни странно, тех самых "инженеров человеческих душ" - писателей. Они-то считают, что школьную программу надо не разгружать, а, напротив, нагружать, что определенным книжным "багажом" нужно наделять в обязательном порядке. А Марина Москвина в качестве примера даже рассказала, как читала своему ребенку почти в колыбели "Слово о полку Игореве"...
И тут Людмила Путина выступила оппонентом, напомнив: "Сегодня нельзя заставить ребенка читать - можно только увлечь, заинтересовать". Ребенок имеет право на свое мнение, считает она, а излишнее давление может только отвратить его от чтения. Увлечь же, научить работать с книгой может только педагог, хорошо знающий и психологию ребят, и литературу, любящий ее, сам много и разборчиво читающий. А таких, по мнению Людмилы Александровны, в наших школах не так много.
К сожалению, с этим не поспоришь.