Книга "Дважды главный" написана коллективом журналистов, иллюстрирована редкими фотографиями. И, что бросается в глаза, - на снимках, отражающих самые разные периоды жизни Толкунова, этот человек улыбается. Он улыбался, несмотря на все перипетии сложной судьбы. А жизнь его подтвердила старую, как мир, истину: везде, в любой системе и при любых обстоятельствах человек может остаться Человеком.
Книга является уникальным "памятником" редактору, коллеге, другу. В личности главного редактора, в его судьбе всегда концентрированно отражаются противоречия времени. Лев Толкунов встал во главе газеты через год после "бескровного переворота", отстранившего от власти Н.С.Хрущева. Занимая пост руководителя второго по значимости (исходя из официальной иерархии) печатного органа СССР, он не чурался и обычной журналистской работы. Бывший фронтовой корреспондент, исколесивший дороги войны, он мог взять интервью у первого лица иностранного государства, написать обширный политический обзор или небольшую информационную заметку.
Именно при Толкунове расцвел талант таких асов журналистики, как Анатолий Аграновский и Александр Бовин, Альберт Плутник и Эдуард Графов... Коллеги Толкунова вспоминают, что он никогда не подличал, не "сдавал" своих подчиненных в случаях проколов, нередко принимая удары на себя. Его в верхах побаивались. Поэтому, как только представилась возможность, власти сместили Толкунова с поста главного, деликатно отправив руководить Агентством печати "Новости" (АПН). Это произошло в 1976 году.
Тираж "Известий" пошел на спад. Сам же Лев Николаевич не терял энтузиазма и на новом месте. Используя связи со многими крупными деятелями зарубежных стран, Толкунов стремился, в меру возможностей АПН, влиять на политические процессы в мире, отстаивая честь своей страны. Он понимал, что брежневская система стагнирует, что страна нуждается в реформировании. Именно поэтому, как только генеральным секретарем ЦК КПСС стал Андропов, Толкунову предложили вернуться в "Известия". Факт небывалый, ведь по неписаному закону советской номенклатуры ушедшие не возвращались на свои прежние места.
Однако второй период руководства газетой оказался для Толкунова недолгим. Со смертью Андропова он был снова смещен и направлен на почетную должность председателя Совета Союза Верховного Совета СССР. Опальный Толкунов пытался добиться хотя бы того, чтобы ему выделили небольшой кабинет в газете для работы обозревателем, но получил отказ. В конце концов лишенный всех постов, всеми забытый, надломленный смертью сына, Толкунов умер в безвестности в возрасте семидесяти лет. Это произошло в "перестроечном" 1989 году...