Главная Культура Афиша 00:13 16 Сентября 2016 4632
О мама миа - Рафаэль в Москве!

Корреспондент «Труда» узнал секрет, как в толпе остаться с глазу на глаз с титаном эпохи Возрождения

Елена Широян

В первый день выставку «Рафаэль. Поэзия образа» в Музее изобразительных искусств имени Пушкина посетили три тысячи счастливчиков. Больше камерный зал экспозиции вместить не смог. Ради сохранности бесценных экспонатов действуют строгие ограничения: не более 11 сеансов в день, каждый длительностью 45 минут. Уже раскуплены онлайн-билеты на месяц вперед, но, к счастью для ценителей прекрасного, выставка продлится до середины декабря.

В России прежде не было выставок этого великого художника, несмотря на близкое с ним знакомство. Конечно, главной для нас была и остается «Сикстинская Мадонна», которую в 1955 году показали в ГМИИ вместе с другими шедеврами из Дрезденской галереи перед их отправкой в ГДР. Тогда вокруг ГМИИ стояли огромные очереди, люди жгли костры и дежурили ночами, а «церемония прощания с Дрезденкой» собрала более 1200 тысяч зрителей.

А в нашем главном музее, Эрмитаже, когда-то было целых четыре картины Рафаэля. Увы, в 1931 году две были потеряны в ходе сталинских «распродаж»: уже давно «Мадонна Альба» и «Святой Георгий» украшают Национальную художественную галерею США. По счастью, большевики не сошлись в цене с американским миллионером Эндрю Меллоном, иначе по его завещанию в Вашингтоне могли бы висеть еще и «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство». Но оставшиеся в Эрмитаже картины гения Ренессанса не были включены в состав эпохальной выставки. Концепция ее иная: итальянцы предложили показать Рафаэля из своих собраний. И галерея Уффици совместно с ГМИИ в рекордный срок, всего за полгода, реализовали замысел.

На выставку работ Рафаэля Санти прибыли восемь живописных и три графические работы из трех городов Италии. В их числе «Автопортрет» (1506), хранящийся в Уффици (Флоренция), «Мадонна Грандука» (1505) и парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506) из Палатинской галереи, а также «Немая» из Урбино и «Экстаз святой Цецилии» из пинакотеки Болоньи.

По времени проект совпал с приближающимся 500-летием со дня смерти Рафаэля. Однако темой выставки стала не скорбная годовщина (а внезапную смерть Рафаэля в возрасте 37 лет, в точности как Пушкина, оплакивала не одна лишь Италия), но восприятие творчества маэстро в российской культуре. Отсюда и придуманные кураторами пересечения с литературой: затемненный зал увешан цитатами из стихов самого Рафаэля и его современников, а также наших поэтов, прежде всего Державина и Пушкина. В строках «солнца русской поэзии» Рафаэль упоминается не раз, с юношеских виршей вплоть до трагедии «Моцарт и Сальери».

Пожалуй, это главное, что нужно знать о выставке тем, кто решится на нее пойти. Сделать это просто, несмотря на ажиотаж. Купите билеты заранее, лучше всего — в интернете. По слухам, весь сентябрь и даже октябрь раскуплены, да и с выходными беда. Но практически у всех есть шанс. Самым нетерпеливым можно рискнуть и встать в очередь к кассе, где на каждый 45-минутный сеанс выделено 70 билетов. Конечно, неуютно стоять в очереди под ветром и дождем без гарантии, что билет вас дождется. Зато если вы запасетесь билетиком онлайн, можно и сэкономить: утренние сеансы дешевле вечерних (400 рублей против 500).

Предварительно прочтите о художнике хотя бы статью в интернете, полистайте альбомы. Рафаэль прожил короткую жизнь, испытал много горя (в 9 лет он потерял мать вместе с новорожденной сестрой), был сыном художника при дворе герцогов да Монтефельтро, после ранней смерти отца был отправлен дядей на обучение в Перуджу, откуда переехал во Флоренцию. Все это сказалось на творчестве. Манера художника менялась, от каждой картины, словно круги по воде, расходятся волны ассоциаций и отсылок к другим его работам. Например, юношеский автопортрет спроецирован в гигантскую знаменитую фреску «Афинская школа», где Рафаэль явил себя и великим портретистом, и архитектором, и новатором композиции. Там десятки изображений выдающихся современников, включая Леонардо и Микеланджело, а в углу можно найти и портрет самого автора рядом с художником Содомой.

О Рафаэле еще при жизни ходили легенды, в том числе из-за его удивительно доброго нрава: он умудрялся ни с кем не ссориться, хотя не знал отбоя от заказчиков и учеников. А если вы заглянете в биографии и очерк творчества нескольких старших его коллег (Перуджино, Антонелло да Мессина, ван Эйка, Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи), то легче будет понять, чем отличался его «почерк» и почему он стал воплощением классического стиля.

Идите смело, испытывайте грусть, удивление и восторг. Главное достоинство творчества Рафаэля — гармония и грация, за что еще при жизни его называли божественным. И постарайтесь пробиться сквозь затейливую концепцию выставки, ведь Рафаэль в самом деле много значил в русском искусстве и литературе.

Берите с собой фотоаппарат, но не палку для селфи! Снимать на выставке разрешено, но в зале темно, и увековечить себя в формате «я и Рафаэль» вряд ли выйдет. Вспышка не нужна — картины освещены ярко, направленным пучком света. Почти как в кинозале, но, к счастью, попкорн строго воспрещен.

А еще вспомните, не завалялся ли в вашем доме бинокль, хотя бы театральный. Не факт, что пробьетесь близко к картине, а каждая из них полна мелких, но многозначительных деталей. Например, украшение в виде единорога с самоцветами и барочной жемчужиной на груди Маддалены Строцци, чей свадебный портрет, парный с изображением ее жениха, богатого торговца Аньоло Дони, символизирует союз старой аристократии с новой буржуазией: Загадочен по сей день скорпион на диадеме герцогини Элизабетты Гонзага...

Пересекать невидимую красную черту не рекомендую — не дай бог потерять равновесие и задеть экспонат. Это может вам дорого стоить! Выставка застрахована почти на полмиллиарда евро, каждая картина — на сумму от сорока до ста миллионов.

Войдя в зал, следите за тем, где меньше скопление голов. Смело идите туда, где плотная толпа вдруг образует брешь — возможно, удастся побыть с портретом пусть не наедине, но и не в жестком кольце блокады. Но если вдруг рядом окажется группа экскурсантов, постарайтесь выдохнуть, занять как можно меньше места и послушать. Молодые экскурсоводы могут рассказать любопытные подробности, пусть даже их версии не совпадают с классическими трактовками.

На всякий случай прихватите с собой веер: в зале довольно душно, а уходить раньше времени обидно. Особенно если помнить, что в галереи Уффици и Палатина во Флоренции стоят длинные очереди, а в родной город Рафаэля — сказочный средневековый Урбино, откуда привезли «Немую» (портрет незнакомки в зеленом платье), — еще и надо долго ехать. Твердо знайте, что ваши 45 минут у картин Рафаэля в ГМИИ — это почти целый час чистого, беспримесного счастья.

P.S. Остается добавить, что выставка «Рафаэль. Поэзия образа» в ГМИИ имени Пушкина открыта под высочайшим патронатом президента РФ Владимира Путина и президента Итальянской Республики Серджо Маттарелла. К счастью, бессмертные произведения искусства сильнее и выше санкций, придуманных недальновидными политиками.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3362
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...