ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Это не первый кризис золотодобычи в стране.
- После Октябрьской революции, - рассказал мне председатель Союза старателей России Виктор Таракановский, - добыча золота у нас упала со 150 до 2 тонн в год. Ставку сделали на артели и старателя-частника, стимулируя их труд рублем. К 1940 году страна добывала 200 тонн золота...
Вплоть до 1989 года СССР занимал второе место в мире по золотодобыче. Но в 1991 году известные события в стране коснулись и этой отрасли: добыча золота снизилась в два раза. Пришлось реформировать отрасль: средние артели интегрировали в ЗАО, мелким дали ссуды, определились с правилами игры на рынке, и золотодобыча вновь пошла вверх: в 2004 году намыли около 160 тонн. В казну потекли прибыли.
Виктор Таракановский привел в пример артель "Полюс". Там работают всего 800 человек. Выработка - 30 килограммов золота на человека в год. От них казна получает в виде налогов примерно 2,5 миллиона рублей в год с работника. Неплохо, особенно если учесть, что у нас весь малый бизнес платит в год в среднем по тысяче рублей налога с человека. И при таком раскладе - вдруг очередной кризис?
ЗОЛОТО... В УБЫТОК
- Главная причина в том, - считает Таракановский, - что за последнее время резко, почти в два раза, возросли цены на горюче-смазочные материалы, включая дизтопливо, поднялась стоимость запчастей, электроэнергии, транспортные тарифы.
А тут еще резкое возрастание так называемых неналоговых нагрузок. Правительство обязало изменить статус земель, где обнаружили россыпи, - перевести их из категории лесных в промышленные. И за это выплатить в казну в марте - апреле более 9 миллиардов рублей. Удар, что называется, под дых. В результате принятия поправок к Закону "О недрах" неналоговые поборы сравнялись с общей суммой налоговых платежей в отрасли. В такой ситуации даже артели, добывающие тонну золота, оказались банкротами. Оставшиеся обрабатывают лишь наиболее обогащенные участки, другие - нерентабельны.
- Это тупик. Ведь ресурсы золота невосполнимы, - прокомментировал ситуацию заместитель директора Иркутского НИИ благородных металлов Станислав Баликов. - В ЮАР при повышении мировой цены на золото переходят к разработке месторождений бедных руд, а богатые рудные месторождения консервируют до худших времен. У нас же при высокой цене даже богатые месторождения нерентабельны, так как ГСМ плюс налоги съедают невосполнимые запасы.
В ПОИСКАХ ВЫХОДА
Как вывести золотодобычу из кризиса? Этому вопросу было посвящено совещание, которое провел в Магадане в конце минувшего года президент Владимир Путин.
Золотодобытчики, естественно, высказали свои претензии к налоговой и сверхналоговой политике Минфина, а также попросили для разработки удаленных месторождений "вспоможения" государства - хотя бы в виде строительства дорог. К тому же пожаловались президенту, что Центральный банк для пополнения золотовалютных резервов почти не покупает у них золото. Да и граждане не проявляют к "желтому металлу" особого интереса, поскольку, покупая слитки, они вынуждены платить налог на добавленную стоимость - 18 процентов. Золотодобытчики предложили его отменить. Золото в таком случае составит конкуренцию доллару и евро, в которых пока хранит свои сбережения большинство наших сограждан.
Действительно, за последние три года золото подорожало на 70 процентов - до 500 долларов за унцию (31,1 грамма). По оценкам золотодобытчиков, через несколько лет цена вырастет еще как минимум в полтора раза. Так что, отменив или снизив НДС, государство эффективно поддержит не только золотодобывающую отрасль, но и увеличит возможности граждан для создания семейных "стабилизационных фондов" без вывоза последних за рубеж. На совещании был высказан ряд других предложений.
С интересной инициативой выступило государственное научно-производственное предприятие "Аэрогеология", которое напало на след уникальных месторождений золота.
- Одна из причин кризиса отрасли, - рассказал мне ведущий геолог "Аэрогеологии", академик РАЕН Владимир Цыганов, - истощение запасов рассыпного и рудного золота. В то же время геологам давно известно, что в США освоены месторождения совершенно иного типа, так называемые карлинские (то есть мельчайшие по структуре золотосодержащего материала). Почти 10 процентов всего золота, добываемого в мире, поступает с территории американского штата Невада. Здесь ежегодно выдают на-горa до 240 тонн "желтого металла". Эта гигантская масса складывается из мельчайших субмикронных частичек (карлинок). Чтобы изъять золото из породы, проводят его выщелачивание цианидом.
Тайна невадских приисков до недавних пор оставалась за семью печатями. Но в последнее время к ее разгадке приблизились Китай, некоторые страны среднего Востока и... Россия. У нас субмикронные частички золота обнаружены в восточной Якутии.
В тот день, когда мы беседовали с Цыгановым в "Аэрогеологии", туда приехала из Якутии группа специалистов геологоразведочной партии, возглавляемой Борисом Ауловым, которая создана специально для поиска карлинского золота. Геологи привезли пробы пород для анализа.
- Вся беда в том, - заметил Цыганов, - что даже сотне таких партий, как у Аулова, понадобилось бы много лет, чтобы исследовать гигантский район предполагаемых месторождений. А при нашем кадровом голоде проблема усложняется многократно. Выход один - применить более эффективную методику поиска. Подготовленные нами материалы о дистанционном гиперспектральном зондировании земной поверхности дают подходы к решению этой проблемы.
Цыганов положил передо мной на столе цветную фотографию диковинного прибора и несколько красочных компьютерных "картинок", отображающих свечение поверхности Земли в обследуемом районе.
- Этот датчик называется "НуМар", - пояснил ученый, - гиперспектральный картопостроитель. Он поднимается на самолете над исследуемой территорией и "осматривает" ее всевидящим оком. Сопряженный с компьютером датчик выдает вот такие цветные карты обследуемой местности, на которых каждый минерал имеет присущий ему цвет. Проще говоря, зная, какие минералы на поверхности сопровождают карлинское золото, мы можем его успешно искать. И не только золото, а любые полезные ископаемые.
Пока мы держим синицу в руках - это несколько тысяч тонн разведанных запасов золота. Их хватит лет на 25. Но нужно, чтобы добыча драгметалла перестала быть убыточной. Не менее важно наладить геологоразведку для пополнения разведанных запасов. Найти пути решения этих проблем пытался недавно прошедший в Москве съезд Союза старателей России. В принятых решениях планка золотодобычи в стране поднята до 250 тонн в год. Но при выполнении ряда условий: ограничить аппетиты топливно-энергетических монополий и Минфина; наделить субъекты Федерации правом выдавать лицензии на разведку и добычу на мелких и средних по запасам месторождениях драгоценных металлов; создать эффективную систему стимулирования геологоразведочных работ; установить отчисления компаний на воспроизводство минерально-сырьевой базы; обязать Центробанк пополнять золотовалютные запасы российским золотом... Последнее более чем очевидно. Любая валюта в одночасье может стать просто бумагой. А золото всегда останется золотом.