Главная Культура Афиша 00:10 14 Октября 2022 19600
Поэт Петра Великого

За десять лет Пушкин изучил петровскую эпоху лучше иных историков

Виктория Пешкова
«Петр I и Ибрагим». Иллюстрация А.З.Иткина к роману «Арап Петра Великого». 2008. Изображения предоставлены Государственным музеем А.С.Пушкина

В музее поэта на Пречистенке открылась выставка «Образ Петра I в творчестве Пушкина». Фигура Петра занимала воображение Александра Сергеевича на протяжении последних 10 лет его жизни. Свидетельством тому — множество стихотворений, поэмы «Полтава» и «Медный всадник», роман «Арап Петра Великого» и, конечно же фундаментальная «История Петра I», оставшаяся, увы, незавершенной. Вольнодумец, призывавший милость к падшим, Пушкин с дотошностью историка и архивариуса изучает эпоху одного из главных диктаторов и автократов в отечественной истории. Почему?

Портреты царя-реформатора, его соратников и противников. Иллюстрации к пушкинским сочинениям и первые их издания. Книги, черновики, фрагменты из воспоминаний современников... Все это не просто экспонаты — атомы самого Времени.

Петр вошел в поэзию Пушкина в 1826 году. Николай I, еще не покинувший Москву после коронационных торжеств, извлекает поэта из Михайловской ссылки, удостаивает аудиенции и дарует ему невиданную привилегию — объявляет себя «личным цензором» Пушкина. И вскоре на свет появляются «Стансы», где в центре — «вечный работник на троне», превративший Россию в империю...

Многие из современников сочли «Стансы» платой за помилование, неприкрытой лестью. Они плохо знали Александра Сергеевича. Он, натура пылкая, романтическая и увлекающаяся, и в самом деле надеялся, что новый государь примет эстафету от великого предка, но сумеет избежать крайностей, присущих Петру Великому. Не зря же стихотворение начинается строками «В надежде славы и добра / Гляжу вперед я без боязни». А главное, у «Стансов» была предыстория, с Николаем I никак не связанная. Императором тот тогда не был, а вот Полтавская битва поэта уже очень интересовала.

Первый зал экспозиции посвящен «Полтаве». Казалось бы, сочиняя о временах столь отдаленных, Пушкин вполне мог положиться на силу своего таланта и вдохновения — поэзия документальной точности не требует. Однако он принимается за первоисточники: «Историю Малой России» Д.Н. Бантыш-Каменского, «Деяния Петра Великого» И.И. Голикова, «Историю Российской империи при Петре Великом» Вольтера и другие работы. Обращается к поэме Байрона «Мазепа» и повести Егора Аладьина «Кочубей». В начале 1824-го (напомним: на троне еще брат Николая Александр, а сам поэт в южной ссылке) Пушкин вместе Иваном Петровичем Липранди, авторитетным историком, предпринимает поездку из Одессы в Бендеры на поиски следов лагеря Карла ХII и могилы гетмана Мазепы. До выхода «Полтавы» четыре года. За это время поэма вырастает в произведение не только поэтическое, но и историческое, где автор стремится осмыслить и показать, как участники тех событий — Петр I, Карл XII, Мазепа и Кочубей повлияли на будущее «северной державы».

«Бой». Иллюстрация К.И.Рудакова к поэме «Полтава». 1946

В следующем зале посетителей ожидает встреча с «Арапом Петра Великого». История обеих линий собственного рода волновала поэта с детства. Возможно, причиной тому была холодность, с которой родители относились к своему первенцу, и он искал утешения в семейных преданиях. Фамильная гордость подпитывалась фамильной же горячностью. Известно, что конфликт с графом Воронцовым, которому поэт подчинялся в Одессе, во многом подогревался тем обстоятельством, что, по мнению Пушкина, его род был старше на два с лишним столетия, и не пристало потомку столбовых дворян служить под началом наследника «выскочек».

Над романом о легендарном предке он работал в Михайловском летом 1827 года, еще до того как приступил к «Полтаве». Картина петровского времени, переданная через судьбы реальных людей, чьи лица угадывались в пушкинских персонажах, нужна была автору для того, чтобы показать Петра как «могучего и грозного преобразователя России». Пушкин напечатал отдельные главы в альманахе «Северные цветы» на 1829 год и «Литературной газете» в 1830 году. Читатели и критика были благосклонны. Увы, роман так и не был закончен, целиком он был напечатан в «Современнике» только после гибели автора. Заглавие «Арап Петра Великого» дали издатели...

Третий зал отдан «Медному всаднику». Рукопись Пушкин передал Николаю I, тот вернул ее с многочисленными замечаниями. Чтобы поэма увидела свет, требовались переделки, от которых поэт решительно отказался. К 1833 году радужные надежды, высказанные в «Стансах», померкли. Вступление к «Медному всаднику», озаглавленное «Петербург. Отрывок из поэмы», было опубликовано в следующем году в «Библиотеке для чтения». Критика и публика его не заметили. И Александр Сергеевич оставил поэму в столе. Посмертная публикация все в том же «Современнике» была встречена с восторгом. Для потомков, как и для современников, поэма зазвучала манифестом в защиту «маленького человека», гибель которого становилась «страшным упреком всему делу преобразователя».

«Погоня». Иллюстрация П.Л.Бунина к поэме «Медный всадник». 1962

Над «Историей Петра I» Пушкин работал до последних дней жизни. Завершить труд не успел, но главное, что мог сказать о первом русском императоре, он сказал, отказавшись от монохромного взгляда на эту грандиозную личность.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3345
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...