В музее поэта на Пречистенке открылась выставка «Образ Петра I в творчестве Пушкина». Фигура Петра занимала воображение Александра Сергеевича на протяжении последних 10 лет его жизни. Свидетельством тому — множество стихотворений, поэмы «Полтава» и «Медный всадник», роман «Арап Петра Великого» и, конечно же фундаментальная «История Петра I», оставшаяся, увы, незавершенной. Вольнодумец, призывавший милость к падшим, Пушкин с дотошностью историка и архивариуса изучает эпоху одного из главных диктаторов и автократов в отечественной истории. Почему?
Портреты царя-реформатора, его соратников и противников. Иллюстрации к пушкинским сочинениям и первые их издания. Книги, черновики, фрагменты из воспоминаний современников... Все это не просто экспонаты — атомы самого Времени.
Петр вошел в поэзию Пушкина в 1826 году. Николай I, еще не покинувший Москву после коронационных торжеств, извлекает поэта из Михайловской ссылки, удостаивает аудиенции и дарует ему невиданную привилегию — объявляет себя «личным цензором» Пушкина. И вскоре на свет появляются «Стансы», где в центре — «вечный работник на троне», превративший Россию в империю...
Многие из современников сочли «Стансы» платой за помилование, неприкрытой лестью. Они плохо знали Александра Сергеевича. Он, натура пылкая, романтическая и увлекающаяся, и в самом деле надеялся, что новый государь примет эстафету от великого предка, но сумеет избежать крайностей, присущих Петру Великому. Не зря же стихотворение начинается строками «В надежде славы и добра / Гляжу вперед я без боязни». А главное, у «Стансов» была предыстория, с Николаем I никак не связанная. Императором тот тогда не был, а вот Полтавская битва поэта уже очень интересовала.
Первый зал экспозиции посвящен «Полтаве». Казалось бы, сочиняя о временах столь отдаленных, Пушкин вполне мог положиться на силу своего таланта и вдохновения — поэзия документальной точности не требует. Однако он принимается за первоисточники: «Историю Малой России» Д.Н. Бантыш-Каменского, «Деяния Петра Великого» И.И. Голикова, «Историю Российской империи при Петре Великом» Вольтера и другие работы. Обращается к поэме Байрона «Мазепа» и повести Егора Аладьина «Кочубей». В начале 1824-го (напомним: на троне еще брат Николая Александр, а сам поэт в южной ссылке) Пушкин вместе Иваном Петровичем Липранди, авторитетным историком, предпринимает поездку из Одессы в Бендеры на поиски следов лагеря Карла ХII и могилы гетмана Мазепы. До выхода «Полтавы» четыре года. За это время поэма вырастает в произведение не только поэтическое, но и историческое, где автор стремится осмыслить и показать, как участники тех событий — Петр I, Карл XII, Мазепа и Кочубей повлияли на будущее «северной державы».
«Бой». Иллюстрация К.И.Рудакова к поэме «Полтава». 1946
В следующем зале посетителей ожидает встреча с «Арапом Петра Великого». История обеих линий собственного рода волновала поэта с детства. Возможно, причиной тому была холодность, с которой родители относились к своему первенцу, и он искал утешения в семейных преданиях. Фамильная гордость подпитывалась фамильной же горячностью. Известно, что конфликт с графом Воронцовым, которому поэт подчинялся в Одессе, во многом подогревался тем обстоятельством, что, по мнению Пушкина, его род был старше на два с лишним столетия, и не пристало потомку столбовых дворян служить под началом наследника «выскочек».
Над романом о легендарном предке он работал в Михайловском летом 1827 года, еще до того как приступил к «Полтаве». Картина петровского времени, переданная через судьбы реальных людей, чьи лица угадывались в пушкинских персонажах, нужна была автору для того, чтобы показать Петра как «могучего и грозного преобразователя России». Пушкин напечатал отдельные главы в альманахе «Северные цветы» на 1829 год и «Литературной газете» в 1830 году. Читатели и критика были благосклонны. Увы, роман так и не был закончен, целиком он был напечатан в «Современнике» только после гибели автора. Заглавие «Арап Петра Великого» дали издатели...
Третий зал отдан «Медному всаднику». Рукопись Пушкин передал Николаю I, тот вернул ее с многочисленными замечаниями. Чтобы поэма увидела свет, требовались переделки, от которых поэт решительно отказался. К 1833 году радужные надежды, высказанные в «Стансах», померкли. Вступление к «Медному всаднику», озаглавленное «Петербург. Отрывок из поэмы», было опубликовано в следующем году в «Библиотеке для чтения». Критика и публика его не заметили. И Александр Сергеевич оставил поэму в столе. Посмертная публикация все в том же «Современнике» была встречена с восторгом. Для потомков, как и для современников, поэма зазвучала манифестом в защиту «маленького человека», гибель которого становилась «страшным упреком всему делу преобразователя».
«Погоня». Иллюстрация П.Л.Бунина к поэме «Медный всадник». 1962
Над «Историей Петра I» Пушкин работал до последних дней жизни. Завершить труд не успел, но главное, что мог сказать о первом русском императоре, он сказал, отказавшись от монохромного взгляда на эту грандиозную личность.