Сразу же после этого чуда, открытого только двоим, случилось другое чудо, свидетелями которого стали уже все горожане. Осаждавшие Константинополь войска отступили. Связь между этими событиями - тайным и явным - стала очевидной. Никто не усомнился в рассказе Андрея - знаменитого юродивого, который по собственной воле носил образ безумца, молился, пророчествовал, спасал людей советами и наставлениями. Весомым было и свидетельство Епифания - блестяще образованного юноши из богатой и знатной семьи. До нас дошли тексты удивительных бесед Андрея с Епифанием по различным вопросам богословия, космологии, физики, психологии и нравственности, а также эсхатологическое рассуждение Андрея о судьбах Византии, конце света и пришествии Антихриста.
Ну а само Влахернское чудо, случившееся в 910 году, стало с тех пор праздноваться как день Покрова Пресвятой Богородицы. К нам этот праздник пришел довольно скоро - в том же X веке - и стал одним из самых любимых, с множеством трогательных традиций, разнообразных пословиц и поговорок. Его русская популярность могла бы даже показаться загадочной - слишком далеки вроде бы от нас события в Константинополе и Андрей с Епифанием. Но ключ к разгадке есть.
При ближайшем рассмотрении не так уж все это от нас и далеко. Ведь и сам юродивый Андрей, согласно запискам лично знавшего его священника Никифора, пришел в Византию из Скифии, то есть из наших краев, а по некоторым источникам, вообще происходил из Новгорода. Да и войска, осаждавшие Константинополь, как утверждают некоторые исследователи, были дружинами киевских князей Аскольда и Дира. После этого чудесного события они будто бы крестились с именами Илия и Николай и стали первыми русскими христианскими князьями - еще до Крещения Руси.
Но самое главное, пожалуй, даже не конкретные судьбы участников тех событий и не причудливые историко-географические переплетения, связывающие нас с Влахернским чудом. Гораздо важнее его духовный смысл. Это ведь тот случай, когда Богородица, по словам философа и богослова Сергия Булгакова, радеет не только за отдельные сердца, но и за общее, народное сердце. Возможно, именно поэтому так созвучен праздник Покрова нашему народу, которому всегда был присущ дух соборности. Молиться за судьбу страны как за свою личную - это и называется "любить по-русски". А поводов для того, чтобы искать заступничества у Божией Матери, у нас всегда хватало. И Влахернское чудо продолжается.
"Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, - писал тот же Сергий Булгаков, - но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду до скончания века. И не только над присутствующими тогда... простерся ее Покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром, и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий Покров Богоматери".