Исходя из тамошних реалий, прибалтийские депутаты предлагают своим согражданам отныне ежегодно 22 сентября кланяться солдатам 20-й эстонской дивизии СС и так называемым "лесным братьям". Потому что, с точки зрения официального Таллина, в истории страны не было оккупации гибельней, чем советская, с которой те "герои" и боролись. Все это - логическое продолжение войны с памятниками, которая с особым ожесточением развернулась в Эстонии в последние месяцы. Прежде всего с Бронзовым солдатом, установленным в центре Таллина на братской могиле 13 советских солдат и офицеров, павших в боях за освобождение эстонской столицы. Вчера же министр обороны Эстонии Юрген Лиги подписал распоряжение о формировании комиссии по воинским захоронениям. Задачу комиссии никто и не скрывает - придать хоть сколько-нибудь цивилизованный вид предстоящему перезахоронению наших воинов и практически предрешенному, несмотря на протесты общественности многих стран, сносу Бронзового солдата. Хотя как можно средневековому варварству придать цивилизованный вид?
Самое поразительное, что инициаторы этой битвы с мертвыми, судя по всему, во имя победы готовы порушить даже гражданский мир в собственной республике. Потому что приблизительно половина жителей Эстонии не одобряет столь вызывающих шагов официального Таллина. Об этом по телефону из эстонской столицы "Труду" рассказал 84-летний Арнольд Мери. Человек поразительной судьбы. Первый эстонец - Герой Советского Союза и двоюродный брат небезызвестного ненавистника России - первого президента республики Леннарта Мери.
Звание Героя Арнольд Константинович получил в 1941 году в боях за Ленинград. Тогда, в самую мрачную годину всеобщего отступления, похожего на бегство, такими наградами в Кремле не разбрасывались. Давали лишь самым храбрым. Наш собеседник таковым и оказался, с горсткой солдат-соотечественников отбив нападение гитлеровцев на штаб 22-го территориального стрелкового корпуса. Того самого, в который была преобразована накануне войны армия еще буржуазной Эстонии после вхождения республики в состав СССР. Даже мундиры у них оставались прежними, эстонскими. Лишь алые кубари, треугольники и шпалы в петлицах свидетельствовали: в полосе обороны 22-го корпуса за Ленинград бьются советские бойцы сплошь с эстонскими фамилиями. И это сильно портит нынешнему Таллину россказни о том, что война между Сталиным и Гитлером не была войной эстонского народа. Удивительно ли, что против несгибаемого Героя Советского Союза Мери в республике давно возбудили уголовное дело? С этой нелепости мы и начали разговор. Арнольд Константинович рассказывает:
- Уголовное дело не закрыто. Да только ничего наши прокуроры доказать не могут. Думаю, поэтому года полтора меня и не трогают. Что касается решения эстонского парламента об отмене Дня освобождения Таллина от фашистов - это смешно. Во-первых, нельзя отменить то, чего не было. Такой памятной даты в республике никогда официально не устанавливали, что же отменять? День этот многие люди отмечали стихийно. Так они и дальше, уверен, 22 сентября будут ходить на могилы советских воинов с цветами. Во-вторых, вся эта политическая возня - исключительно для внутреннего употребления. Нынешний парламент Эстонии полностью контролируют ультранационалисты. Рейтинг их сильно падает, а 4 марта - новые выборы. Чтобы хоть на что-то рассчитывать, в оставшиеся считанные дни националистам нужны громкие акции. Пусть даже провокационные. Тут все сгодится. Особенно Бронзовый солдат, вокруг которого в городе давно бушуют страсти. Не надо упрощать: вторая мировая война для тысяч эстонцев оказалась одновременно и гражданской войной. Те, для кого лозунги социализма были неприемлемы, действительно воевали с Красной армией. На них и их потомков и рассчитывают организаторы войны с памятниками.
Но шли на фронт ведь и другие эстонцы. Такие, как я. Наше мнение тоже придется учитывать. Причем новому парламенту, где позиции националистов наверняка будут куда слабее. Поэтому, полагаю, после 4 марта эта тема станет потише.