Взятый Ющенко курс на Запад - в Европейский союз и НАТО привел не только к тому, что российское направление политики было безнадежно запущено. Более существенно: в стремлении решительно дистанцироваться от Москвы украинский президент собственными руками разрушил весь созданный его предшественниками механизм привилегированного сотрудничества со своим главным экономическим партнером и соседом - Россией. Ющенко вывел страну из механизма Единого экономического пространства, из российско-германского-украинского газопроводного консорциума, которые, собственно, и позволяли Украине получать дешевую энергию, а ее товарам - иметь достойную нишу на российском рынке, единственном, где они нужны. Экономического смысла в этом меньше, чем, скажем, в гипотетическом выходе из НАФТА Канады (что разорвало бы ее экономические связи с США) или крупной европейской страны - из ЕС. Антироссийские шабаши Ющенко совместно с Саакашвили и прибалтами, аресты пророссийских политиков на Украине также не улучшали взаимопонимание между Москвой и Киевом.
Напрочь испорченные отношения с Россией не компенсировались какими-либо существенными прорывами на западном направлении. Инвестиции не пришли из-за внутренней нестабильности. Украина ни на шаг не приблизилась к членству в ЕС - ее заявку, может быть, когда-нибудь рассмотрят. Сразу после приема Турции, что может занять не одно десятилетие. Членство в НАТО обещали. Но с внутриполитической точки зрения это ничего Ющенко не дало, поскольку в Североатлантический блок желает только один украинец из шести. Кроме того, членство Украины в НАТО является той красной чертой, за которой ее отношения с Россией испортятся окончательно (как, кстати, и наши отношения с НАТО), а этого подавляющее большинство украинского электората тоже не хочет.
Рейтинг Ющенко стремительно заскользил вниз. Восток страны никогда не простит ему разрыва с Россией. Запад с удивлением констатировал "капитуляцию перед газовым шантажом москалей". Крупный бизнес схватился за голову от новых цен на энергию, убивающих конкурентоспособность украинской промышленности, и от осложнения условий проникновения на российский рынок. А население возмутилось все более плачевной ситуацией в экономике, еще год назад лидировавшей в Европе по темпам роста.
Отставка правительства Еханурова - это на самом деле вотум недоверия президенту Ющенко со стороны украинской элиты, которая не захотела тонуть вместе со стремительно теряющим популярность лидером "оранжевых". Украина погрузилась в серьезнейший политический кризис, который к тому же протекает в условиях беспрецедентного правового хаоса.
Вступившая в силу с 1 января конституционная реформа позволяет Верховной Раде отправлять в отставку правительство, но при этом не разработано законодательство, регламентирующее процедуру отставки, равно как и назначения нового премьера и кабинета. Ющенко, оспаривающий легитимность решения Рады, не может ее распустить (до выборов меньше полугода), не может сформировать новое правительство, так как теперь это прерогатива парламента. И не может апеллировать в Конституционный суд, который не функционирует из-за того, что Верховная Рада не принимает присягу его новых членов из опасения, что президент использует суд, чтобы похоронить конституционную реформу. Таким образом, исполнительная и судебная власти подвешены, а парламент - в глухой оппозиции. Причем в ее рядах оказались еще недавно непримиримые противники: и идущая вверх (рейтинг до 28%) Партия регионов Виктора Януковича, и обгоняющий ющенковскую "Нашу Украину" блок Юлии Тимошенко (16%), и коммунисты, и объединенные социал-демократы. Весьма примечательно, что в первых рядах оппозиционеров оказался спикер Рады Владимир Литвин, всегда выступающий самым чутким барометром настроений большинства элиты. Именно Литвин инициировал отставку правительства.
Конечно, рано говорить, что на предстоящих в марте парламентских выборах проющенковские силы (15% поддержки) обречены и премьером, который после реформы обретает огромный политический вес, обязательно станет кто-то из оппозиционеров. Время еще есть, а в руках президента внушительный административный ресурс и контроль за важнейшими СМИ. Но то, что ни о каком триумфе "оранжевых" говорить не придется, это точно. Ющенко в полной мере пожнет плоды собственных стратегических просчетов.
Запад, давно решивший, что "Россия без Украины гораздо лучше, чем Россия с Украиной", поддержал в газовом конфликте Ющенко, как поддержит его в любых спорах с Москвой. Резкой критике подвергались Россия как страна, не достойная председательствования в "большой восьмерке", а также Газпром как компания, испортившая свою репутацию надежного поставщика энергоресурсов. Цена этой критике стала ясна в первый после Нового года день торгов на Московской фондовой бирже, когда акции Газпрома набрали в цене сразу 13%, причем в основном за счет западных инвесторов.
Энергетическая политика России проводится не с целью понравиться остальной "восьмерке" или приобрести преданность отдельных соседей. Россия приобретает влияние и извлекает прибыль. И неудивительно, что другим это может не нравиться. Но нам из-за этого не стоит переживать.