Накануне отчетного съезда «Единой России» выяснилось: каждый пятый соотечественник хотел бы уехать в другую страну. Это максимальный процент желающих эмигрировать с 2013 года. Почти половина готовых собирать чемоданы — молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. Таковы данные исследования Левада-Центра.
Между тем сама партия «ЕР» продолжает планировать светлое будущее на дальних горизонтах: до 2010 года, потом до 2020-го, а теперь, когда вдруг переступили и этот порог, полились речи о 2030-м — и далее. Будто им всем вкололи не «Спутник V», а эликсир бессмертия. И тут самое время пройтись по былым заоблачным планам: средняя зарплата в 2,7 тысячи долларов, соответствующие пенсии, нацпроекты, 25 млн инновационных рабочих мест, новая технологическая реальность и прочее. Ну и где оно все?
Съезд «Единой России» назначен на 19 июня. Накануне пресса сообщила о совместном заседании высшего совета и генсовета партии с политическим отчетом ее председателя Дмитрия Медведева об исполнении программы «ЕР» за последние пять лет. Правда, без обсуждения главного оргвопроса: кто из лидеров поведет партию на сентябрьские выборы? Это предстоит решить съезду, причем не исключено, что Дмитрия Медведева в списках может не оказаться вовсе.
На предыдущих выборах в Госдуму в 2016 году нынешний председатель «ЕР» единолично возглавлял общефедеральную часть партийного списка, и «Единая Россия» тогда набрала 54,2% голосов при явке 47,9%. Но сегодня, по опросам ВЦИОМа, рейтинг доверия у Медведева значительно ниже, чем у коллег: у Путина — 66,4%, у Мишустина — 51,4%, а у Медведева — 23,3%. А, по данным Левада-Центра, в мае рейтинг доверия председателю «Единой России» колебался и того ниже — вокруг 2%.
Полторы недели назад сам господин Медведев в интервью «Коммерсанту» заявил: «Это большая ответственность, когда партия долго находится у власти. Во-первых, ее спрашивают о выполнении обещаний, обязательств. Во-вторых, есть и определенные элементы усталости у людей, когда они голосуют за одну и ту же политическую силу». Да уж...
Руководство партии тоже обещает, что на осенних выборах федеральный список «ЕР» обновится на треть, а кандидаты-одномандатники — аж на две трети. РБК объясняет такую рокировку требованием Кремля региональным властям обеспечить на этих выборах 45% голосов за единороссов. Но попробуй обеспечь даже с учетом пресловутого «административного ресурса»! А вдруг сегодня избиратели припомнят манифест 2003 года, с которым новорожденная партия шла на свои первые парламентские выборы: «Мы не просто исповедуем наши убеждения — мы воплощаем их в дела. Наша партия — партия конкретных дел. Наступило время, когда потребны дела великие. «Единая Россия» создана ради великой работы на благо России».
В экономической сфере документ обещал «сделать качественно более эффективной и конкурентоспособной нашу экономику, положив в ее основу самые современные технологии и обеспечив тем самым интенсивный экономический рост». А на партийном съезде 2011 года задача была конкретизирована тогдашним премьер-министром Владимиром Путиным: «Войти в пятерку крупнейших экономик мира — это реальная задача для РФ в течение пяти лет». Но в 2018-м президент Путин объявил о переносе задачи на 2024 год, а в 2020-м эта цель и вовсе пропала.
Конечно, коронавирус подкосил. Но ведь не нас одних. Всемирный банк предсказывает мировой экономике на 2021 год рекордный за последние 80 лет восстановительный рост — на 6,6%. А в нашей стране прогнозируется лишь 3,2%, что ниже как среднемирового показателя, так и показателя группы, в которую ВБ помещает Россию, — развивающихся стран.
Впрочем, и до пандемии мы успели пережить два экономических кризиса: один — всемирный, а второй — доморощенный, 2014-2015 годов. Результат: объем прямых иностранных инвестиций к ковидному году успел сократиться в 20 раз — до 1,4 млрд долларов. Одновременно по международному индексу восприятия коррупции наша страна опустилась на 129-е место из 180 и стала по этому показателю худшей в Европе, присоседившись к таким державам, как Малави, Габон, Мали. Ну и, само собой, растворилось в тумане громкое обещание «Единой России» обеспечить нашим согражданам безвизовый режим с Евросоюзом к 2008 году — об этом уже и напоминать неловко. Пришлось отечественной элите за немалые деньги обзаводиться вторыми гражданствами на Кипре, Мальте и в прочих теплых и туманных странах...
Санкции? Не без этого. Но серьезные отечественные экономисты уверены: внешняя политика в российских экономических потерях не играет решающей роли — мы сами породили нынешнюю ситуацию, продолжая опираться на советское наследие. Страна продолжает эксплуатировать природные богатства, развивая и поддерживая в основном сырьевые отрасли экономики. В 2020 году Федеральная антимонопольная служба выпустила аналитический доклад о состоянии и конкурентоспособности российской экономики. В документе отмечено, что крайне низка доля малых и средних предприятий (тех самых, что обеспечивают в развитых странах рабочие места, экономический рост и конкуренцию), а их состояние — «тревожно». При этом госсектор составляет до 70% экономики. Аналитики ФАС предупредили, что в долгосрочной перспективе это может привести к стагнации в промышленных отраслях.
Однако проблема не только в макроэкономических показателях, но и в растущей бедности населения. 18 лет назад в Манифесте «ЕР» говорилось: «Любые преобразования в экономике должны служить качественному увеличению достатка, быстрому росту реальных доходов, обеспечению наивысших социальных стандартов жизни наших сограждан». В том же программном документе одной из главных целей партии провозглашалась борьба с бедностью, ибо «бедность унижает человека, превращая его жизнь в отчаянную борьбу за существование, и оскорбляет всю страну». Но на практике вместо борьбы с бедностью мы наблюдает мутные игры в статистику, когда Росстат сообщает размер средней зарплаты 2013 года в 30 тысяч рублей, еще через шесть лет, в 2019-м, поднимая ее до 47 тысяч. Зато ныне тот же Росстат подсчитывает, что реальные доходы россиян с 2013 года упали более чем на 10%. А по данным Счетной палаты, за последние восемь лет зарплаты бюджетников выросли почти вдвое. Кому и чему верить в этой чехарде бессвязных цифр?
В то же время, по сводным данным, предоставленным Росстатом в прошлом году, усредненная зарплата государственного служащего была равна 126 тысячам рублей. А вот еще: в 2020 году правительственному аппарату зарплату снизили на 7,8% — до 194 800 рублей в месяц, кремлевской администрации — на 2,1%, до 226 200. И миллиардеры множатся, как кролики: в 2004-м их в России было 25, в 2020-м стало 99...
Кстати, в Госдуме за последние пять лет дважды предлагался к рассмотрению законопроект о снижении зарплаты депутатов нижней и верхней палат парламента до средней по стране — вместо нынешних 350 тысяч в месяц. В обоих случаях предложение отклонялось фракцией «ЕР», имеющей большинство, с объяснением: повышенное материальное обеспечение членов Совфеда и депутатов Госдумы «обусловлено природой деятельности парламентариев». Как вам такое научное объяснение? Для сравнения: в Литве в минувшем году депутаты сейма единогласно урезали зарплату себе и министрам правительства республики на 15%. Теперь литовский депутат получает ежемесячно вместо прежних 3050 долларов на 450 долларов меньше (наш получает в пересчете на ненавистную валюту 4650 долларов).
Зато в России средняя зарплата (в долларах), по данным Росстата, за последние восемь лет из-за девальвации рубля снизилась с 915 долларов до 746 долларов. А еще за последние шесть лет думская фракция «Единой России» успела четырежды «зарубить» законопроекты о восстановлении индексации работающим пенсионерам, поданные коллегами из других фракций.
Изменится ли что-нибудь после сентябрьских выборов? Вряд ли. Председатель «ЕР» Дмитрий Медведев еще в 2009 году в статье «Россия, вперед!» писал: «Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его...»
Самокритично получилось, что и говорить. Просто как в зеркало смотрел.
Голос
Дмитрий Орешкин, политолог
— Вот и сейчас никаких реформ не будет, и так неплохо начальникам. Поэтому копятся проблемы. И они задают вот эту вот стилистику: не надо никаких перемен, сплотимся вокруг партии «Единая Россия»... Ну и, спрашивается, сколько можно нас кормить обещаниями?