Росавиация спустя два месяца после ЧП сообщила, что привело к посадке A320 «Уральских авиалиний» в чистом поле под Новосибирском. Ошибка экипажа состояла «в определении фактического положения шасси и створок после отказа „зеленой“ гидросистемы». В свою очередь, причиной падения давления стало повреждение «гибкого шланга приводного цилиндра правой створки ниши основной стойки шасси из-за естественного износа». То есть причиной инцидента стал отслуживший свое шланг. Повод задаться вопросом, какова степень износа деталей самолетов, которые отказались обслуживать изготовители.
Для специалистов в заключении комиссии ничего нового не оказалось. Все и так было понятно: решение экипажа лететь в Новосибирск вместо посадки в ближайшем аэропорту — ошибка! А уж садиться в поле с выпущенными шасси — вообще неоправданный риск для 159 пассажиров. А теперь от людей к самолетам. Эксперты напоминают: в российских авиакомпаниях 80-90% пассажирских самолетов — из «недружественных» стран. И у каждого определенный регламентом ресурс. В России нет заводов, которые могли бы изготовить комплектующие, остается надеяться на параллельный импорт. А еще не исключены дальнейшие аресты лайнеров за рубежом. Министр транспорта РФ Виталий Савельев сообщал, что в Россию уже не вернутся 78 самолетов.
Впрочем, ошибок экипажа вполне можно было избежать. «Труд» обратился к руководителю «Финк Электрик» Юрию Финку, чья компания давно создала и запатентовала системы контроля безопасности и связи транспортных средств, в том числе и воздушных судов. Если бы такая аппаратура была в кабине A320 «Уральских авиалиний», то пилота с земли удержали бы от рискованной попытки садиться на пшеничное поле. Система контроля безопасности через спутник поддерживает связь телеметрической и полетной информации с Единым ситуационным центром и передает результаты экспресс-анализа данных, поступающих в бортовые регистраторы воздушных судов. Такой информационный центр был размещен в здании Росавиации и Ространснадзора, но его развалили. Так почему же не решается вопрос с установкой на воздушных судах необходимого оборудования? «Отвечают, что очень дорого», — говорит Финк.
Но ведь это смотря как считать. В июне 2015-го в тайге за Уралом пропал с радаров Ан-2 с дюжиной пассажиров. Их поисками больше месяца занималась целая армия спасателей, в воздух поднимались самолеты и вертолеты. Только топлива сожгли на миллионы рублей. Такая вот «экономия»...
К слову, в РЖД нашли деньги, чтобы оснастить таким оборудованием главную диспетчерскую службу и пассажирские поезда, которые теперь в любой точке страны под постоянным контролем. А на гражданских самолетах, получается, сэкономили. Понятно, надо оплачивать трафик спутниковой связи . Но все равно потери жизней и авиатехники обходятся дороже!
Уже припорошенный снегом лайнер руководство «Уральских авиалиний» пообещало вытащить, отремонтировать и вернуть в строй. Вот только не совсем ясно, кто даст после этого гарантию безопасности его полетов. Ведь конструкторы машины из Франции, похоже, к нам не собираются.