Начиная с 27 апреля, когда в Сочи произошел очередной дикий случай — овчарка загрызла двенадцатилетнюю шахматистку из Саратова, — новостная лента практически ежедневно подбрасывает публикации по теме «напали собаки». Бродячие и не очень, стаями и поодиночке. С жертвами, просто покусанными или отделавшимися испугом.
Время от времени, когда картинки жертв в соцсетях приобретают особенно жуткий, трагический характер, общественность бьет тревогу, и власти объявляют о принятых мерах: вышло постановление об отлове бродячих животных, ужесточаются требования к владельцам собак... Но псы, похоже, в эти постановления не вчитываются.
Дело дошло вот до чего: несколько дней назад три собаки напали на томского депутата Максима Забелина. Вроде жили-были вполне себе мирные собаки, обитали неподалеку от людей, пережили массовые отловы — то есть зарекомендовали себя как не опасные для рода человеческого, и вдруг как с цепи сорвались...
Хотя никакой цепи, конечно, не было. Я вот как раз к цепи и наморднику, собственно, и хочу подвести. Почему-то это ушло из жизни — надевать на собаку намордник и цеплять на нее поводок. Не безразмерный, когда хозяин от собаки на расстоянии 15 метров. А тот, что позволит, в случае чего, ее к себе мгновенно подтянуть, избавив сограждан от нежелательного знакомства. Потому что собак бойцовых пород кругом развелось великое множество, их никто, как на том же злополучном Западе, у нас не запрещал. И командам никто не обучает, и на воспитание псов не тратится. Поэтому в критических ситуациях вместо «Фу!», «К ноге!», «Стоять!» мы слышим ласковое воркование: «Ну что же ты к людям пристаешь? Перестань. А вы не бойтесь, идите, она не укусит». А тут, знаете, по-разному случается, все от собачьего настроения зависит. Если пес с утра не с той лапы встал, увещевания не помогают.
Вчера в ночной электричке, где народу столько, что яблоку негде упасть, ехал мужчина с серьезной собакой. Та сидела рядом, шумно дышала и посматривала по сторонам. На остановке в вагон вошла дамочка со шпицем, и разомлевший ротвейлер тут же вскочил как ошпаренный, метнулся меж испуганных пассажиров, залился грозным лаем и лаял без перерыва несколько остановок. «Что же вы ее без намордника возите?» — осторожно спросила хозяина собаки пассажирка. «Ей жарко, — был ответ. — Попробуйте сами поездить в наморд-нике, может, поймете!» — довольный своим остроумием, ответил мужчина. И попробуй поспорь — ротвейлер рядом дышит...
А у меня в подъезде на днях произошел такой случай. Вышла я было из квартиры с ключом в руках, как на меня зашикала, выпучив глаза, соседка и буквально втолкнула обратно в квартиру: «У соседа снизу алабай с катушек съехал, носится как угорелый по этажам, не выходите пока!»
Ничего себе, думаю. И сколько так сидеть? Тут соседка по телефону звонит: «Вы сидите пока. Жена соседа мужику своему на работу позвонила, он уже едет. Собака только его слушается». — «Это раньше она его слушалась. А если псине крышу снесло, так может и не послушаться... Службы же, наверное, на такой случай есть...» На что соседка: «Какие службы? Чтобы этот мужик потом нас всех загрыз? Он такой, вполне может. А с собакой у него такое не в первый раз. Ничего, не волнуйтесь, он быстро на нее управу найдет».
Театр абсурда. Кто страшнее и опаснее: сбрендивший алабай или его хозяин? Ау, где депутаты с их высосанными из пальца инициативами — запретить то, запретить это... Где работающий закон об ответственности хозяина за своего питомца? Кто-нибудь когда-нибудь штрафовал ощутимо человека, выводящего пса на прогулку без намордника? Кто-нибудь видел, чтобы хозяин собирал за своим питомцем отходы его жизнедеятельности в пакет?
Читаю хронику нападения собак на людей: «Трижды укусила шестилетнего мальчика в лицо. Раны зашили, жизни ребенка ничего не угрожает». Вы это серьезно? А стресс? А о-безображенное лицо? Это только в книжках шрамы украшают мужчину.
Если подходить к делу формально, то и закон у нас есть, и штрафы предусмотрены. Но я не о формальном подходе говорю, а о том, что изменит ситуацию. И жить станет если не веселее, то хотя бы безопаснее. А то псы совсем распоясались: уже депутатов кусать вздумали.