Один такой папа испанец Педро Мончас, измученный постоянным плачем своего неспокойного ребенка, озаботился этой проблемой настолько, что изобрел устройство... для "расшифровки" детского плача. На небольшом экранчике появляется рожица - одна из пятерки "типов плача", зафиксированных аппаратом: плач от голода, от боли, от стресса (испуга), от сонливости и от скуки. Таким образом, родителям сразу дается понять, что требуется ребенку.
Что ж, спору нет, - любопытное изобретение. Не так давно изобретатель из Японии получил аж Нобелевскую премию за схожий аппарат, "переводящий на человеческий язык" собачий лай. Залаял песик - словно сказал: хочу то-то и то-то. А ведь "услышать" и понять дитя человеческое куда важнее. Так что, как знать, может, и испанец со своим аппаратом станет знаменитым на весь мир.
Люди неимущие наверняка скажут: выдумка для богачей - с жиру бесятся... Однако ведь и мобильный телефон, ставший сегодня для многих из нас незаменимым помощником, еще пару лет назад был доступен лишь единицам. Значит, и аппарат - "расшифровщик" детского плача со временем доберется и до нас, и, думается, в покупателях недостатка не будет. Насколько велика значимость такого изобретения при наших российских условиях? Нужно ли оно нашим не избалованным жизнью матерям? Послушаем, что посоветуют люди, компетентные в проблемах материнства и младенчества.
Алла Внукова, врач-педиатр, кандидат медицинских наук:
- По своему многолетнему опыту общения с роженицами и их новорожденными детьми могу сказать, что нормальная любящая мать без всякого аппарата учится распознавать, чем именно вызван плач ее малыша, но, конечно, лишь в тех случаях, когда она имеет возможность все свое время проводить рядом с ним. Потому что хотя биологически интимная связь матери и ее ребенка заложена самой природой, но "взаимопонимание" зависит от того, насколько много времени мать уделяет ребенку, насколько тесен и постоянен контакт между ними.
Кстати, материнский инстинкт куда богаче "аппаратного" - вместить в пять типов весь спектр младенческого плача считаю слишком самонадеянным. Мама способна понять и "расшифровать" куда более тонкие "оттенки" плача своего еще бессловесного малыша, нежели то, что так общо и грубо насчитала машина. Ведь ребенок может заплакать, например, только потому, что ему неудобно лежать, и тогда достаточно слегка повернуть его, чтобы он замолчал. Или ему просто хочется телесного контакта с мамой, который органически, биологически, кровно - как хотите назовите - необходим ему. Иногда достаточно взять его на руки, чтобы он успокоился и притих.
В прежние времена поскорее научиться этому помогал не бездушный аппарат, а живая, опытная и умелая патронажная сестра. Прикрепленная к роженице, она начинала работать с ней еще до появления ребенка, а затем первая приходила к ней домой - помогала постигать материнскую науку, объясняла, показывала, учила, как общаться с дитем, ухаживать за ним, распознавать, отчего оно плачет. Патронажная сестра была как бы связующим звеном между матерью и ребенком, между семьей и врачом. И жаль, что в наше время бесплатная и повсеместная патронажная служба так захирела, практически сошла на нет. Куда подевались "Кабинеты здорового ребенка" при поликлиниках, школы для молодых рожениц "Мать и дитя"? Ведь вся эта служба работала результативно, а главное - с душой. А теперь живую душу заменил чистоган - подобная помощь (в персональном исполнении) зависит ныне от толщины кармана: есть деньги - нанимай хоть сестер, хоть нянек, нет денег - крутись, как знаешь... И крутятся. Миллионы женщин совершают свой невидимый постороннему глазу тихий материнский подвиг.
Хочу дать совет тем, кто только начинает свою материнскую службу: как можно больше времени старайтесь проводить со своим новорожденным ребенком, наблюдайте за ним, как можно чаще разговаривайте с ним, воркуйте, успокаивайте, веселите, пойте - он должен знать все интонации вашего голоса. И не думайте, что он несмышленыш, он все понимает и ждет вашей ласки. Почаще берите его на руки, переворачивайте, играйте с ним, - он хоть и кроха, но вовсе не слабак - ну-ка, дайте ему палец, увидите, как крепко он за него ухватится...
Анна Варга, детский психолог, семейный психотерапевт:
- Большинству матерей подобный аппарат будет попросту недоступен. Ну а для тех, кто будет в состоянии его купить, он станет, скорее всего, пособием для кормилиц и нянь, которым деловые женщины, занятые серьезным бизнесом, а также жены богатых мужей передоверяют, как правило, своих детей. Честно говоря, их можно в этом смысле только пожалеть: выдвигая себя и свой бизнес на первый план, они нередко лишают себя не только материнских забот, но и материнских радостей, не говоря уж о том, что обкрадывают собственное дитя, лишая его тесного материнского контакта.
Правда, еще более печальна другая крайность - когда мать в силу обстоятельств лишена возможности даже в первые месяцы после родов оставаться дома со своим новорожденным младенцем - либо потому, что ей приходится спешить на работу, чтобы не потерять ее, либо она вынуждена отдавать малютку уже с трех месяцев в ясли, на попечение чужих людей. Если же у женщины есть возможность не расставаться со своим ребенком, то у любящей и заботливой матери, как правило, не возникает проблем с взаимопониманием.
Каждая женщина в состоянии выработать свою систему контакта с собственным ребенком. Правда, помимо внешних обстоятельств, о которых я уже упоминала, есть еще немаловажное внутреннее обстоятельство: способна ли молодая мать управлять собой, своими эмоциями, нет ли у нее страха, с которым она, особенно на первых порах, не в силах справиться. Я знаю таких, у которых уровень беспричинного страха настолько высок, что мешает ей слышать и понимать свое дитя, - тревога за него, неуверенность в себе, смятение, боязнь "навредить" не позволяют ей распознавать, чем вызван плач ребенка - она теряется, паникует, не доверяет сама себе и постоянно нуждается в "авторитетах" со стороны - со всеми советуется и следует всем, даже самым противоречивым рекомендациям. Таким мамам, наверное, "аппарат по распознаванию плача" мог бы принести реальную пользу, особенно в первые месяцы после родов.
Наши матери в массе своей, особенно в глубинке России, не избалованы нянями, гувернантками, домашними врачами. Так что сама жизнь убеждает нас полагаться на себя и своих близких и постигать материнскую науку самим - ценою бессменных бдений, бессонных ночей и предельного перенапряжения, продиктованного ничем не заменимой материнской любовью.
Разумеется, мать матери рознь. Есть и такие, которые раздражаются, если ребенок неспокоен, не берут его на руки, "чтобы не приучать", не подходят, даже если он зашелся в крике, а то и вовсе запирают и уходят. Но это уже - патология, уродливое явление, а мы говорим о тех, в ком жив материнский инстинкт. Нормальной матери, у которой к тому же есть возможность проводить со своим ребенком достаточно времени, чтобы научиться понимать его, не требуется смотреть на рожицу условного младенца, появляющуюся на экране хитроумного аппарата, чтобы распознать, отчего плачет ее дитя. Хотя, конечно, на первых порах изобретение испанца могло бы помочь неопытной маме, заменив в определенном смысле отсутствие патронажной сестры. Все современные новшества создаются для того, чтобы облегчать жизнь, и в этом смысле отвергать изобретение нет причин, но можно научиться не только обходиться без него, но даже во многом его превзойти.