"Москва и Санкт-Петербург давно находятся в состоянии острого кровяного голода. Крови нет, никто ее не сдает", - прямо заявил главный санврач Геннадий Онищенко. По этому же поводу недавно был шум в Калининграде. Нехватка донорской крови для переливания - проблема почти всех российских больниц. Эксперты в один голос утверждают, что работа службы крови вот-вот будет парализована.
Последний случай в Татарстане: в онкологическом диспансере во время операции пациент потерял семь литров крови. Такого запаса в больнице не было. Чтобы его спасти, заместителю главврача и зав. отделением самим пришлось стать донорами и отдать по полтора литра крови.
В больницах республики давно вошло в практику - брать кровь у родственников пациента. Если он из сельского района, везет с собой полдеревни - на всякий случай. Врачи заранее предупреждают: не окажется нужной группы крови - операция не состоится.
Дефицит донорской крови обсуждался даже в республиканской Общественной палате, которая экстренно собрала "круглый стол" с участием медиков и депутатов Госсовета. Тут пришли к выводу, что на донорство не лучшим образом повлиял 122-й Федеральный закон (о монетизации). Доноры лишились прежних льгот: бесплатных лекарств, проезда на общественном транспорте, зубопротезирования, 50-процентных скидок по оплате коммунальных услуг. Даже местная компенсация за питание в 4 раза ниже, чем в Москве. Хотя, казалось бы, организмы россиян восполняют кровопотерю независимо от региональной прописки. Правда, почетные доноры получают раз в год денежные выплаты - 6930 рублей, но за эти деньги они обязаны 60 раз сдать кровь! Кроме того, сегодня руководители частных предприятий не оплачивают рабочим-донорам полагающиеся им за дни сдачи крови выходные и не прибавляют их к отпуску. Стоит ли удивляться, что теперь сложные операции осуществляются исключительно методом "кровяной предоплаты", когда нужную кровь для больного гарантируют его близкие и родственники?
Впрочем, в работе службы крови вообще порядка мало. Вот Альберт Хайрулов прочитал в "бегущей строке", что 20-летней Регине - пациентке республиканской клинической больницы срочно требуется кровь (у нее тяжелая форма анемии). И поспешил на помощь сверстнице. Однако на станции переливания крови врачи охладили его безвозмездный порыв: мол, не можем взять кровь, поскольку вы прописаны за пределами республики - в Ульяновской области. И отправили восвояси. У Хайрулова даже сложилось впечатление, что нехватка крови станциям на руку: чем ее меньше, тем выше стоимость.
В горячке перемен страна не заметила "кровопотери", а сегодня она обернулась параличом для всей службы. Медицина жаждет крови, но кто теперь откликнется на ее SOS?
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Основная причина "кровяного голода" - недостаток доноров. За 10 лет их число уменьшилось вдвое - с 4 млн. до 1,8 млн. (А в советское время было 12 миллионов!) К тому же далеко не все здоровы. По словам Онищенко, за пять лет среди добровольцев обнаружилось 6547 человек с ВИЧ-инфекцией. И риск передачи всевозможных инфекционных заболеваний при переливании крови во много раз выше, чем в развитых странах. За 10 лет только ВИЧ-инфекцией были заражены 65 человек.
В Государственном научном центре гематологии РАМН считают, что Минздрав отдал торговлю кровью на откуп региональным станциям переливания и посредникам. Всего в системе здравоохранения заготовкой и переработкой донорской крови и ее компонентов занимается 1091 организация. По закону деньги на приобретение крови у населения выделяются из региональных бюджетов, после чего кровь становится собственностью станций, которые продают ее по своим прейскурантам. Причем посредники не отвечают за ее качество. Дефицит породил и черный рынок, где литр плазмы стоит от 3 тысяч рублей до 15 тысяч. Не исключено, что здесь продается и не протестированная на инфекции кровь.
Что предлагает Росздравнадзор для преодоления кризиса? Создать единую базу доноров и донорской крови, а отдельно - картотеку "забракованных" по медицинским показателям лиц, а также утвердить стандарты оснащения медучреждений специализированным оборудованием. Но эти меры вряд ли способны прибавить число доноров-добровольцев. Тут нужны новые стимулы - моральные и материальные. Онищенко вспомнил, что в советские времена за 200 граммов крови платили 24 рубля (почти студенческую стипендию), а теперь 200 рублей. На них разве что в "Макдоналдсе" пообедаешь.