Госдума приняла закон о введении детских уроков труда и запретила школьникам пользоваться на уроках гаджетами. Последние им в жизни точно пригодятся, а вот насчет трудового воспитания есть вопросы.
«Нехватка айтишников в стране составляет примерно 500-700 тысяч», — заявил глава Минцифры Максут Шадаев на совещании президента с членами правительства. Но теперь в российских школах окажутся под запретом карманные «учебники по IT» — мобильные телефоны, использовать которые будет можно в экстренных случаях. Зато держать молоток будут обучать педагоги на уроках труда. Если, конечно, система образования с ее нынешним дефицитом в 250 тысяч учителей найдет для 40 тысяч имеющихся в стране школ еще хотя бы по паре профильных специалистов. То есть еще 80 тысяч мастеровитых наставников, желательно с педагогическими наклонностями.
Это лишь первые вопросы к закону о введении в стране обязательных уроков труда в младших и средних классах, который заработает с 1 сентября 2024 года. Среди авторов законопроекта, принятого сразу во втором и третьем чтениях, группа депутатов во главе со спикером Вячеславом Володиным. «На уроках труда девочек пусть учат варить борщ, потому что надо заботиться о муже. Что касается мальчиков, их надо учить держать молоток либо обучать новым технологиям, потому что какой мужчина без навыков к труду?» — пояснил спикер.
Попытки введения школьного трудового обучения в России предпринимались с конца XIX века, неоднократно возобновлялись во времена СССР — и всегда проваливались. Губили их обязательность и массовость: катастрофически не хватало кадров и материального обеспечения. При Никите Хрущеве средние школы даже превращали в 11-летки с производственным обучением: четыре дня в неделю — уроки, два дня — работа на производстве (автор стоял за прилавком в ЦУМе, а потом перевелся на завод). Потом выяснилось, что эта система снижает общее качество среднего образования и даже отражается на высшем. И ее отменили.
Сегодня начинается трудовое обучение школьников заново, причем в младших и средних классах, но не с прицелом на высокие технологии, а с молотка и поварешки. Все это можно и нужно развивать на внешкольных занятиях, в кружках и секциях, наряду со спортом или художественной самодеятельностью. Кстати, сегодня систематически занимаются физкультурой около 24,3 млн детей — 88,5%, а надо бы все сто. Художественным творчеством (театр, хореография, вокал, дизайн, анимация и многое другое) охвачено более 18 млн. А техническим творчеством, в том числе робототехникой, — не более 10% школьников. Причина простая: база для такой самодеятельности требует миллиардных вложений и миллионы высококвалифицированных наставников.
Вот депутаты и решили... пусть дети хотя бы научатся молотками махать. Им не впервой идти к решению труднейших проблем самым коротким путем. «А тот, кто хочет нашу страну разрушить, да, они выступают против введения такого предмета, как труд. Они за то, чтобы дети вместо занятий сидели в гаджетах», — подчеркнул спикер Госдумы. Так может, сразу объявить таковых иноагентами и признать нежелательными для пребывания на территории РФ?