"Я, Сотсков Евгений Васильевич, категорически не согласен с А. Левыкиным и утверждаю, что библиотека существует и находится там, где всегда и находилась с 1472 года. Книги до сих пор хранятся на стеллажах в двух глухих каменных подвалах. Они покрыты сверху белесой вековой пылью, которая сыпалась со сводчатого потолка. Ведь эти подвалы выстроены из известковых блоков, некогда добываемых в Дорогомилово. Подвалы сухие и воду не пропускают. До 1472 года в них хранили так называемую рухлядь - собольи меха и царскую одежду..."
Знает Сотсков Е.В. и то, где хранятся книги от Ивана Васильевича. "Хранилища были устроены в Кремле с внешней стороны стен церкви Спаса на Бору, недалеко от его алтарной части... Теперь это место покрыто булыжником. Надо только обследовать площадку с помощью отечественного георадара "Грот-1". Очень рассчитываю на вашу помощь..."
Прокомментировать это послание мы попросили самого сведущего в тайнах подземных лабиринтов столицы человека - главного археолога Московского Кремля Т. Д. ПАНОВУ.
- Интерес к библиотеке Грозного набегает волнами. И тогда - потоки писем в музей, комендатуру Кремля, - говорит Татьяна Дмитриевна. - Письма, как правило, похожи: знаю, где находится книжное сокровище. Скрыто в такой-то башне, в такой-то стене... Но точное местоположение не указывают. Мол, сам хочу в раскрытии поучаствовать. Разные истории попутно рассказывают. Якобы сын декабриста Трубецкого поведал кому-то из предков автора письма великую тайну. Начинаю разбираться - все не так. Не было у Трубецкого упомянутого в письме сына. А те стены, о которых идет речь, давным-давно проверены разными приборами. Да никто никогда и не стал бы прятать книжные клады в стенах и башнях, наиболее уязвимых во время осад и обстрелов.
Судя по письмам, в том числе и от читателя "Труда" Сотскова, люди считают, что, кроме библиотеки Ивана Васильевича, других тогда на Руси не было. А это далеко не так. В русских летописях есть рассказы о захвате ханом Тохтамышем Москвы в 1382 году. И при этом выражается сожаление о том, что сгорели книги, которые защитники Кремля снесли в храм, спасая от врагов. И что помещение было заполнено ими до сводов...
- Какие же книги читали в то время москвичи?
- В основном церковные - Библию, псалтыри, жития святых. На них и грамоте, кстати, обучались с детских лет. Интересовала людей история. Поэтому летописи копировали постоянно. В ходу были травники и лечебники: во все времена москвичи заботились о своем здоровье.
Владели библиотеками избранные - великие князья, бояре, митрополиты. Например, в собрании Строгановых в конце XVI века насчитывалось более 200 книг 84 наименований.
- Коли литературу хранила знать, то уж у самого царя библиотека тем паче имелась. Но известно, каким вошел в историю Иван Грозный. Это как-то не вяжется с образом добродушного книгочея.
- Во-первых, царь был не всегда Грозным. Во-вторых, он был несомненно художественной натурой - даже псалмы сочинял. А мрачные перемены начались после 30-летнего возраста, когда у него стало развиваться тяжелое психическое заболевание, паранойя, как считают современные врачи-психиатры. Безусловно, усугубила состояние царя смерть любимой жены - Анастасии Романовны. Современники запомнили царя образованнейшим человеком. Например, князь Шаховской, лично знавший Ивана Грозного, писал о нем так: "Муж чуднаго рассуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело". Видимо, царь был искушен в полемике.
- Но вернемся к главному вопросу: все-таки была библиотека у царя или нет?
- Исследователи отвечают на этот вопрос по-разному. В конце XIX века историк С. Белокуров в монографии "О библиотеке московского государя в XVI веке" скептически оценивает само ее существование. Это, мол, миф. Россия тогда якобы не доросла еще до понимания ценности древних греческих и латинских книг. А в начале XX столетия, когда возникает очередной всплеск внимания к этой теме, архивист Н. Зарубин пытается восстановить примерный состав собрания книг. И уверенный, что библиотека, безусловно, была. При этом историк опирается на сочинения самого царя. Прежде всего на переписку Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, бежавшим в 1564 году от государевой немилости в Ливонию. "Почтовый роман" беглого князя, который обвиняет государя в убийствах и других злодеяниях, и царя, объясняющего свои действия разными обстоятельствами, продолжался несколько лет. Сохранились списки (копии) этих посланий: три письма Курбского и два ответа Грозного. При этом очень пространных. В письмах царь цитирует те или иные произведения. Н. Зарубин составил целый список, в котором 154 рукописные и старопечатные книги.
Предполагается, например, что в библиотеке царя была "История иудейской войны" древнегреческого историка Иосифа Флавия. На ее основе, между прочим, Лион Фейхтвангер написал свой военный роман "Иудейская война".
- А как выглядели книги из той далекой эпохи?
- Деревянные, обтянутые кожей или тканью обложки, часто украшенные металлическими уголками. Иногда с драгоценным окладом. Книга обязательно имела металлические застежки. Они плотно закрывали ее, не давая растрепаться, ветшать. Книги разные по размеру. Есть огромные фолианты, которые трудно даже поднять. А есть крошечные, в четверть листа современной писчей бумаги. Из-за этого очень толстые. Чернила делали из сажи. Позже появились железо-галловые чернила, изготовленные из патологических наростов на некоторых деревьях, в том числе дубах. Заглавные буквы выделялись темперной краской, например, киноварью - 2/3 ртути, 1/3 серы. Иногда украшались цветными рисунками. На создание книги уходил год, а то и больше.
Но давайте вернемся к исследованию Зарубина. К сожалению, он не успел завершить свой труд, умер в 1942 году, в блокадном Ленинграде. И только через сорок лет его незаконченную работу "Библиотека Ивана Грозного" издали. В 60-х годах прошлого века при академии наук была даже создана специальная комиссия, призванная ответить на спорные вопросы по книгам царя. Ее возглавил академик Михаил Тихомиров. Однако и эта авторитетная комиссия остановилась на полдороге. В 1964 году умер ее председатель...
- Так, может, имеет право на существование версия, согласно которой исследователи библиотеки, как и археологи, занимавшиеся раскопками египетских пирамид, по разным причинам внезапно умирали? Словно над ними висел некий злой рок...
- Ну это ерунда. Библиотека ни при чем. Но на то, что она действительно была, указывают прямые свидетельства. В частности, ливонца Ниенштадта (1540-1622), который приезжал в Россию. В своих записках он приводит свидетельство пастора из Дерпта Иоганна Вестермана. Тот в середине 60-х годов XVI века видел библиотеку царя - книги на латинском, еврейском, греческом языках. Как раз в то время (в 1565 году) и началась переписка Ивана Грозного с Курбским.
- Во время раскопок в Кремле вам книги попадались?
- Ни разу. Да и не могут сохраняться бумага, ткань в земле, в подвале. Так что всякие предположения о таинственных подземных закромах в Кремле или в Александрове, куда Грозный в декабре 1564 года временно перенес столицу, некорректны. Хотя при каждом удобном случае мы обязательно исследуем "чрево" Кремля. Например, в прошлом году тестировали участок возле Дворца съездов, где предполагалось строительство. На него в качестве возможного места, где спрятана библиотека, иногда тоже указывают. Однако, кроме коммуникаций из прошлого столетия, ничего не обнаружили. Что касается храма Спаса на Бору, который упоминает читатель, то на его месте в 30-е годы прошлого столетия было построено административное здание с глубокими подвалами. И ничего при этом не нашли.
- Есть еще версия, связанная с тайными подземными хранилищами мужского Чудова и женского Воскресенского монастырей, располагавшихся недалеко от Спасской башни и разрушенных в 1929-1930 годах...
- Могу только сказать, что книги были во всех монастырях. Но в подпол, повторяю, их не положили бы: не то место для хранения.
- В конце прошлого столетия поисками библиотеки в Кремле, насколько известно, занялся предприниматель Герман Стерлигов. В его группу вошли специалисты в области геофизики, геологоразведки. И каков результат?
- Я специально наводила справки в комендатуре Кремля - на нашей территории они не работали.
- Так где же все-таки те книги, что принадлежали Ивану Грозному?
- Сегодня выяснить сложно, я этим специально не занимаюсь. Можно говорить о книжной культуре во время царствования Ивана Васильевича. Книги стоили дорого - от нескольких рублей до нескольких сотен. В XVII веке на 2-3 рубля серебром можно было купить лошадь, а рублей за 10 и деревеньку. И хранили книги так же, как и другие ценности - золотые украшения, посуду. Завещали монастырям.
Конечно, у светского государя и у главы Русской церкви были свои книги, которыми они пользовались в домашней обстановке, жилых палатах. Но существовал и царский архив. Литература находилась всегда в движении, перемещалась из общего собрания в покои царя и наоборот. То же самое происходило и после смерти царя. Недаром академик М. Тихомиров предлагал особенно тщательно проверять, исследовать фонды старых книг в крупнейших библиотеках и музеях нашей страны. Так, например, в запасниках Государственного Исторического музея хранится собрание книг из Патриаршей библиотеки, куда могло перейти немало фолиантов и из библиотеки царей. Разумеется, и из той, что принадлежала Ивану Грозному.
- В таком случае адрес легендарной библиотеки известен?
- Думаю, что да.