- На Западе в последнее время действительно ходят упорные слухи о возможности совместных действий России и Соединенных Штатов в рамках операции "Возмездие" против афганского движения "Талибан". Однако на официальном уровне Москва пока опровергает такого рода информацию. И нет оснований не верить опровержению. Если бы Россия рассматривала подобные планы, то такие решения просто невозможны без соответствующих консультаций с Советом Федерации, который, по Конституции РФ, регулирует у нас применение вооруженных сил за рубежом.
Теперь о целесообразности и возможности подобного сотрудничества между Вашингтоном и Москвой. Согласно новой российской оборонной доктрине применение военной силы в отношении потенциального агрессора возможно только при существовании непосредственной угрозы России, ее территориальной целостности, безопасности граждан, политическим и экономическим интересам страны. Насколько я знаю, сейчас непосредственному давлению со стороны талибов подвергаются в первую очередь центральноазиатские государства, в частности Узбекистан и Таджикистан. Очевидно, что Россия имеет определенные обязательства перед этими государствами по обеспечению их безопасности и предпринимает конкретные меры к их выполнению. Кстати, последние соглашения о создании евразийского союза и служат формированию юридических рамок сотрудничества Москвы с этими государствами. Таким образом Россия обеспечивает свою безопасность уже на дальних подступах.
Однако в настоящее время прямой угрозы, затрагивающей территорию России, со стороны талибов нет. Своеобразный буфер в виде упомянутых стран сохраняется. В этой ситуации я считал бы целесообразным ограничить российские контрмеры против талибов действиями по укреплению обороноспособности и пограничного режима названных мною государств. Очевидно, что это было бы тактически мудрым и дальновидным ходом - решать собственные проблемы с использованием тех возможностей, которые предоставляют нам соседние страны. Иначе Россия, на мой взгляд, может стать в один ряд с Соединенными Штатами, когда Вашингтон в своих действиях против Югославии присвоил себе право международного судьи и пошел на незаконное применение вооруженной силы за пределами зоны ответственности блока НАТО.
Безусловно, наибольшую для нас опасность представляет поддержка талибами сепаратистских сил в Чечне. Но, я думаю, что удары по базам террористов на территории Афганистана задачу обеспечения территориальной целостности РФ не решат. Она гораздо более сложная и не сводится только к внешнему фактору. Думаю, что чеченская проблема может быть решена только за счет внутренних резервов, в частности путем политического диалога со всеми влиятельными чеченскими лидерами.
Что касается сотрудничества с США в борьбе с международным терроризмом в преломлении к Афганистану, то полностью его отвергать не следует. Вопрос только в методах достижения целей. Москва и Вашингтон могли бы активно взаимодействовать по линии спецслужб, включая, допускаю, совместные акции по устранению лидеров террористических организаций, к примеру, того же Усамы бен Ладена. При этом устранение вовсе не означает их физической ликвидации, а скорее всего, речь может идти об их нейтрализации - захват, пленение, вывоз в другие страны, арест и предание суду. Все-таки вопросы морали и этики должны здесь превалировать. Также имеет смысл более эффективно воздействовать на ситуацию в регионе через ужесточение режима поставок сюда оружия, энергоносителей и промышленных товаров.