«Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!» — многие китайцы узнали о великом русском писателе А. С. Пушкине именно из этого стихотворения.
По словам преподавателя Ниндэского профессионально-технического института провинции Фуцзянь (Восточный Китай) Ху Чжиюаня, он впервые прочел этот шедевр в учебнике средней школы более 20 лет назад.
«До сих пор это стихотворение учат в начальных и средних школах. Это говорит о том, что классическая русская детская литература никогда не утратит своей ценности», — сказал он.
Как отметил директор института по исследованию международной детской литературы Китайского океанологического университета Чжу Цзыцян, распространение русской детской литературы в Китае берет свое начало в 1930-х годах благодаря переводу известных китайских писателей Лу Синя и Мао Дуня. В 50-х годах прошлого века огромное количество советских детских книг было переведено на китайский язык и издано.
В XX веке на русскую детскую литературу пришлось 40% объема изданных книг детской литературы в Китае, сообщил Чжу Цзыцян, ссылаясь на данные Китайского литературного авторского общества (КЛАО).
Генеральный директор китайского издательства «Цзели» Бай Бин считает, что русская детская литература оказала огромное влияние на дедов и отцов современных китайских детей. Среди самых известных русских произведений детской литературы были «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина, «Вести из леса» Виталия Бианки и басни Ивана Крылова.
Он и сам оказался под влиянием русской детской литературы. По его словам, стихотворения Пушкина и сборник русских рассказов произвели на него глубокое впечатление. «До сих пор я помню «Легенду о Данко», которая удивила меня в свое время», — подчеркнул он.
По мнению преподавательницы Китайского океанологического университета Ли Цзянхуа, русская детская литература прославилась тем, что русские писатели находили в природе неисчерпаемый источник вдохновения. «Российские писатели детской литературы уделяют особое внимание теме природы. Выдающиеся писатели умеют точно описать природные явления, пейзажи и вызвать интерес к природе у детей», — пояснила она.
Она также отметила, что современная русская детская литература сохранила свой высокий художественный уровень, однако китайские издатели обращают меньше внимания на нее по сравнению с европейской и американской. Это «игнорирование, которого следовало бы избежать». Ли Цзянхуа связала такое «игнорирование» с изменениями эстетического восприятия китайских читателей и нехваткой профессиональных талантов.
«С одной стороны, с 1980-х годов огромное количество произведений детской литературы из разных стран начали попадать в Китай в связи с проведением политики реформ и открытости, в результате чего эстетическое восприятие китайских читателей изменилось», — пояснила она. А другой причиной Ли Цзянхуа назвала языковой барьер. «С другой стороны, хотя в Китае огромное количество студентов, изучающих русский язык, но профессиональных талантов, занимающихся переводом русской детской литературы, относительно мало», — добавила она.
Осознав недооцененность значения и художественных ценностей современной русской детской литературы, некоторые китайские издатели приложили усилия для знакомства китайских читателей с выдающимися российскими произведениями.
По состоянию на конец июня текущего года издательство «Цзели» уже выпустило 11 названий в рамках серии «Золотые российские детские книги» общим тиражом 147 тысяч, в том числе романы, сказки, прозу и др. Среди них самые популярные — «Тео — театральный капитан» Нины Дашевской, «Волки на парашютах» Аси Петровой, «В гостях у белого медведя» Олега Бундура и др.
Бай Бин сообщил, что издательство «Цзели» будет продолжать выпускать выдающиеся российские детские книги. «Серия «Золотые российские детские книги» направлена на содействие обменам между Китаем и Россией в издательском и творческом деле в сфере детской литературы. Эти книги могли бы послужить примером для китайских детских литературных произведений», — сказал он.
В мае 2013 года начала осуществляться Программа перевода и издания произведений российской и китайской классической и современной литературы, в рамках которой на регулярной основе издаются и продвигаются на рынок новинки китайской и российской литературы.
Как сообщил постоянный зампредседателя и генеральный директор КЛАО Чжан Хунбо, на первом этапе осуществления программы уже было переведено и издано 104 названия литературных произведений, среди которых 12 названий русских книг для детей и подростков было переведено на китайский язык и издано в Китае.
В этом году отмечается 75-летие установления дипломатических отношений между Китаем и Россией, а 2024-2025 годы объявлены Годами культуры Китая и России. По словам Чжан Хунбо, эти перекрестные годы помогут расширить китайско-российское сотрудничество в издательском деле.
Между тем китайские и российские авторы детской литературы надеются на дальнейшее укрепление контактов между авторами и читателями. Российская писательница Нина Дашевская, чьи книги пользуются особой популярностью среди юных китайских читателей, уже несколько раз была приглашена в китайские школы и вузы на встречи с читателями и коллегами. «Горизонтальные связи между людьми, культурные обмены — это невероятно важно! Мне бы хотелось еще раз посетить китайскую школу. Интересны и обмены школьников — чтобы дети знали, как другие дети живут в других странах», — сказала она.