В Куйбышевском районном суде Петербурга было немноголюдно. При большом скоплении журналистов завершался необычный процесс. На скамье подсудимых сидела эффектная молодая женщина. Спокойствию, с которым Яна Антонова принимала происходящее, удивлялись все. Лишь легкое подергивание носка туфли выдавало нервозное настроение обвиняемой. Телеоператор направил камеру прямо на нее. «Если мое лицо появится на экране — я подам в суд», — спокойно и громко сказала она.
Когда в зале появились приставы, мама Яны Антоновой Светлана не выдержала: «Ой, охрана: Это за тобой». Прозвенел традиционный звонок. В зал вошла судья Куйбышевского суда Юлия Трофимова: «Действия подсудимой дискредитируют авторитет власти. Преступления, совершенные следователем, имеют высокую общественную опасность, поэтому с целью исправления Антонова будет содержаться в условиях изоляции».
Эти слова Яна Антонова выслушала с абсолютно невозмутимым видом. 1 год и 8 месяцев в
…Узнать историю их знакомства так никому и не удалось. Судачат, что
Но факт остается фактом — мужчина стал оказывать знаки внимания Яне только спустя много лет, когда они встретились в необычной обстановке.
Это произошло в 2009 году в следственном изоляторе № 4 «Лебедевка». К тому моменту Яна работала следователем по особо важным делам Главного следственного управления ГУВД. Каково же было ее удивление, когда в одном из подследственных, подозревавшихся в мошенничестве и разбоях, она узнала своего старого знакомого. От его уверенности не осталось и следа.
— Прессуют меня, — сообщил Михаил Яне. — Козлом отпущения хотят сделать. Вешают на меня все подряд.
К тому моменту Михаил был неоднократно судим, в том числе за убийство. Он, конечно, был идеальным кандидатом для того, чтобы спихнуть на него несколько нераскрытых дел. Нужно было только его признание. А методов надавить на заключенного существует немало. На запястьях Берюкова виднелись застарелые следы наручников. Яна знала, что они появляются, если человека постоянно держат закованным. По закону в СИЗО это запрещено. Но, судя по всему, у людей, которые занимались Берюковым, на этот счет было совсем другое мнение.
Берюков и Антонова начали переписываться по SMS. Михаил жаловался на жестокое обращение, просил помочь, писал, что скучает. Яна чувствовала, как между ними крепнет связь. Она понимала, что только от нее зависит, что будет происходить с ней и Михаилом дальше. Недоступный мужчина был теперь не только доступен, но и вся его судьба была у нее в руках. И Яна начала действовать.
Первым делом она добилась того, чтобы ее включили в следственную группу по делу Берюкова. Так она получила возможность видеться с любимым. Было очевидно, что Берюкова пытаются сломать. Он практически не вылезал из карцера, у него начались проблемы со здоровьем, но все просьбы об оказании медицинской помощи игнорировались.
— Я не выдержу, Яна, — шептал Берюков во время их редких встреч. — Еще немного, и я сломаюсь. Сделай
И добавлял: «Я так хочу быть с тобой».
Не откликнуться на такую просьбу о помощи Яна не могла. Ее план был продуман до мелочей. Следователь изготовила фальшивый документ — постановление о выдаче Михаила Берюкова из изолятора, чтобы отправить его в Новгородскую область. Она подделала подпись начальника УВД по Фрунзенскому району Петербурга об этапировании Берюкова.
Придя к начальнику следственного изолятора с подложными бумагами, Яна Антонова забрала Михаила Берюкова, предварительно отпустив конвойных. Она знала, что изолятор, куда должен был прибыть Берюков, находится на ремонте. Антонова рассчитала все очень ловко.
Они просто сели в машину и умчались. Это произошло 20 февраля 2009 года. До 1 марта беглец и его освободительница жили в квартире на улице Мориса Тореза, которую для них снял друг преступника. Впервые за много лет Яна была
Все оборвалось неожиданно.
Однажды Яна вернулась с работы, но Михаил не вышел, как обычно, встретить ее в коридор. Он лежал на диване с шприцем в руке, а из его рта валила пена. Это была передозировка.
За то, чтобы откачать Берюкова, Яне пришлось заплатить 14 тысяч рублей. Врачи НИИ гриппа смотрели на Яну сочувственно:
— Вам повезло. Еще немного, и он бы умер. Следите за ним внимательно. Это повторится.
Яна не сразу поняла намек.
— Вы вообще вены его видели? — спросил доктор.
Вечером между Яной и Михаилом состоялся серьезный разговор.
— Все это зашло слишком далеко. У меня будут проблемы, — пыталась объяснить Яна.
— Меня это не волнует, — вдруг нагло заявил любимый. — Ты получила, что хотела. Теперь это уже не мои проблемы.
Говоря Яне грубости, Берюков прикладывался к бутылке. Глядя на пьяного наркомана, которого только что
Дождавшись, когда он уснет, она оделась и вышла на улицу.
Ее версия не отличалась правдоподобием. В Выборгском РУВД она рассказала, что Берюков сбежал со следственных действий. Но, когда милиции удалось выследить его и задержать, правда тут же раскрылась. Однако Яне было уже все равно.
Уже 5 марта Яна Антонова была уволена из органов МВД. Вскоре ее осудили.
Михаил Берюков получил срок 10 лет. Сейчас он отбывает наказание в колонии строгого режима в Мурманске.
Кроме того, к 3 годам исправительной колонии общего режима приговорен и бывший заместитель начальника ГУФСИН по Петербургу и Ленинградской области Александр Довгополый, который курировал работу следственных изоляторов. Было доказано, что он применял в отношении заключенных (в том числе Берюкова) физическое давление.
Отношения Яны Антоновой и Михаила Берюкова, кроме как «Тюремным