Главная Культура Афиша 00:04 07 Июня 2024 4743
И ни одного оттенка серого

Человек-фейерверк Сергей Параджанов терпеть не мог цвет посредственности

Дарья Ефремова
Лучшие параджановские фильмы прочно вошли в классику мирового кино. Фото предоставлены Гослитмузеем

В Государственном литературном музее на Зубовском бульваре открылась выставка «Сергей Параджанов. Вечный полет», приуроченная к 100-летию со дня рождения этого самобытного режиссера, художника, человека-фейерверка. Оригинальный, богемный, эпатажный, праздничный... Создатели выставки постарались показать все грани личности и таланта Параджанова.

Создававший арт-объекты из подручных средств и превращавший в артистическое шоу повседневность, он обожал принимать гостей и фотографироваться — перед глазами посетителей выставки проплывает целая галерея из жизни Параджанова. Такая щедрая на впечатления, открытия и знакомства, что твоя собственная начинает казаться нестерпимо прозаической...

«Я так красиво жил 50 лет. Любил — болтал — восхищался — что-то познал — мало сделал — но очень много любил: Был нетерпим к серому», — говорил он о себе. И призывал: «Веселитесь в полную меру, как это делал я. Есть что вспомнить. Иначе было бы жаль себя и жизнь. И что жизнь, если нет принципа и каприза?!»

На название выставки — «Вечный полет» — музейщиков вдохновил один из многочисленных параджановских фотопортретов, где он — уже немолодой, седобородый — бежит вприпрыжку по узким улочкам Тбилиси, почти паря над землей. Поводов для радости у мэтра на самом деле мало: только что вышел из лагеря, отстранен от кино, проживание в Москве, Ленинграде и Киеве для него под запретом. Решил поселиться в родительском доме в грузинской столице, а неуемную творческую энергию направил на изготовление коллажей и шляп. Одна из них, созданная для актрисы Аллы Демидовой, украшает экспозицию.

Коллаж «Андерсен» - одно из свидетельств фантастической многогранности таланта Параджанова

— К сожалению, на выставку не попали объекты из ереванского Дома-музея Параджанова, а там были удивительные экспонаты, множество коллажей, куклы, в том числе кукла Лиля Брик. Но нам повезло, что вещи из личных коллекций предоставили Алла Демидова и племянник нашего героя, режиссер Георгий Параджанов, который и стал инициатором проекта, — рассказывает ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ, куратор выставки Ольга Залиева.

— Когда я делала экспозицию, много разговаривала с людьми, близко знавшими Сергея. Он был одиноким человеком, несмотря на свою экстравагантность. Но с часу дня у Параджанова начинался ежедневный домашний спектакль. В киевской квартире собирались гости, которых его юная жена Светлана Щербатюк должна была встречать игрой на арфе. Арфой, правда, они так и не разжились, зато купили старинный рояль, на котором Светлана исполняла «Аве Мария». Но в конце концов и она не выдержала ежедневного карнавала — ушла, бросив напоследок фразу: «Прелестен, но невыносим». Притом на всю жизнь осталась его близким другом.

«На Украине Параджанов пережил наивысшее художественное вознесение и свою Голгофу. Киев подарил Сергею жену, похожую на одну из боттичеллиевых весенних нимф. Киев помог необычайному дару Параджанова воплотиться в прекрасный фильм „Тени забытых предков“, и тот же Киев стал местом омерзительного судилища над великим художником», — замечал его друг, писатель Павло Загребельный.

За что сидел Параджанов? Формально — за мужеложство. А по сути? «Он создавал вокруг себя целое направление, которое было колоссальным инакомыслием, но не политическим, а в искусстве», — вспоминал оператор Юрий Ильенко.

Международная известность пришла к Параджанову после фильма «Ашик-Кериб», фурор произвели его «Цвет граната» и, конечно, ставшие классикой «Тени забытых предков». История о гуцульских Ромео и Джульетте шла во всесоюзном прокате без перевода. Одни только выставленные костюмы к «Теням:» чего стоят!

Сегодня имя этого художника стоит в одном ряду с именами Феллини, Пазолини, Тарковского, Бертолуччи. И четыре выставочных комнаты в доходном доме Любощинских — Вернадских на Зубовском полны атмосферы параджановского праздника.

Музей русского импрессионизма показал, как на русской почве проросли «впечатленцы»

Елена Широян, искусствовед
Труд
Экспозиция выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма rusimp.su

Эхом юбилея импрессионизма, отмеченного в целом мире, звучит московская выставка «Изображая воздух». Напомню: отсчет ведется от первой парижской выставки живописцев, представителей крупного течения в живописи, весной...

Режиссер Антон Федоров дебютировал на сцене Театра Наций

Анна Чепурнова
Труд
Фото: Иры Полярной, Театр Наций

На сцене Театра Наций дебютировал режиссер Антон Федоров. Его «Котлован» по повести Андрея Платонова в новосибирском театре «Старый дом», где Федоров работает главным режиссером, оказался вторым в шорт-листе...

Концертные платья Эдиты Пьехи «дослужились» до музейной экспозиции

Людмила Безрукова, журналист, Санкт-Петербург
Труд
Так Эдита Пьеха выглядела на советской эстраде. Фото: © Evguenii Matveev, globallookpress.com

Выставка нарядов «А жизнь продолжается» открылась на днях в Петербурге. Не царских персон и не голливудских знаменитостей, что нынче не редкость на Западе, да и в российских...

Театр Моссовета представил «Щастье!»

Дина Егорова
Труд
Фото: © Елена Лапина, Театр Моссовета

В Театре имени Моссовета показали «Щастье!» Аллы Сигаловой. Режиссер и балетмейстер, она смешала в спектакле танец, городской романс и предсмертные записки Маяковского. И что из этого получилось? Заявленный...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 3358
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Вахтанговском театре показали «Идиота»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото Валерия Мясникова. Предоставлено театром им. Вахтангова

А в Вахтанговском театре состоялась премьера «Идиот» режиссера Владислава Наставшева. Мнения по поводу постановки разделились радикально, отклики в соцсетях варьируются в диапазоне от «разочарования»...

В «Пространстве «Внутри» прошла премьера «Мертвых душ»

Анна Чепурнова, театральный критик
Труд
Фото: Ира Полярная/ Пространство «Внутри»

В небольшом «Пространстве «Внутри» опять аншлаг и звездопад. В премьере «Мертвые души» Владимира Комарова играют ведущие актрисы: Виктория Исакова, Светлана Иванова, Мария Смольникова. Постановка —...

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Центр «Зотов» знакомит с авангардизмом Елены Гуро и Михаила Матюшина

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото из открытых источников

Прохладный ветер с севера веет в столичном Центре «Зотов». Здесь выставка «Любовь в авангарде» впервые столкнула московских зрителей с семейной парой Елена Гуро — Михаил Матюшин. Поэтесса...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...