Среди заинтересованных лиц были замечены: самый известный сегодня министр (после Сергея Шойгу) глава Минобразования Дмитрий Ливанов, руководитель Минфина Антон Силуанов, и.о. губернатора Московской области Андрей Воробьев.
Накануне в который раз поползли слухи о том, что уж это совещание точно станет последним в карьере Ливанова. Количество скандалов вокруг его ведомства давно зашкаливает, а тут еще выходящая из-под контроля ситуация с нынешним ЕГЭ. Но и эти прогнозы не сбылись, Ливанов остался на своем месте. Президент поднял несколько животрепещущих вопросов в сфере народного образования, но так и не перешел к кадровым решениям. Впрочем, зная путинский стиль, я бы на месте министра сильно не расслаблялся.
Итак, о чем же говорилось вчера в Кремле? Главной темой стали финансовые вопросы. Путин выразил серьезное недовольство тем, что большинство регионов не довели зарплату учителей до средней по экономике. Он напомнил, что давал обещание строго следить за тем, как выполняется поручение о повышении зарплат учителям. «По итогам прошлого года средняя зарплата учителей сравнялась или превысила среднюю зарплату по экономике только в 13 субъектах Российской Федерации, еще в 34 регионах она лишь немного уступила средней по экономике. Однако в подавляющем числе субъектов целевые показатели достигнуты не были», — констатировал президент.
Все это прозвучало как-то диссонансно по отношению к прежним заявлениям премьер-министра, у которого информация по учителям и врачам всегда выглядит как-то более оптимистично.
Говорил президент и об укреплении материальной базы для школ страны. Он напомнил, что за три года из федерального бюджета на региональные проекты выделено 120 млрд рублей, за два с лишним года почти 790 тысяч учителей и руководителей школ повысили квалификацию, в школьные библиотеки поступило 63 млн учебников, отремонтированы помещения 34 тысяч школ, около 20 тысяч школ оснастили учебные классы новым оборудованием.
Однако в целом картина с оснащением и благоустройством многих школ пока что изменилась очень слабо, отметил Путин и намекнул Ливанову, что при таких затратах государство вправе ожидать более эффективных перемен в школьной сфере.
Президент еще раз напомнил, что все основные предметы, входящие в школьную программу, должны преподаваться за счет государства. Между тем в его адрес регулярно поступают жалобы от граждан на взимание платы за учебники и прочие якобы добровольные сборы в школах. «Взимание платы недопустимо», — подчеркнул Путин.
Также он потребовал от Министерства образования и науки точно определить, какие предметы войдут в обязательную школьную программу, какие — в дополнительную.
Прозвучала на совещании и тема скандалов вокруг пресловутого ЕГЭ. «Считаю, что, пока идут экзамены, было бы некорректно обсуждать эту тему, — заметил президент, — но в дальнейшем, когда сдача ЕГЭ завершится, прошу Министерство образования вновь вернуться к этому вопросу». Еще накануне совещания он потребовал от Ливанова «серьезно проанализировать выявившиеся проблемы и предложить пути их решения».
Примечательно, что в отношении к ЕГЭ у общества и верховной власти сложились совершенно противоположные точки зрения — если власть видит лишь отдельные недостатки в этой системе, то любые опросы общественного мнения постоянно показывают почти