"Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства"
Из статьи 54 Семейного кодекса РФ
Вот был суд в Воронеже. Мать лишили родительских прав, сына-второклассника направили в детдом. Она в последнее время пила без меры: онкология, инвалидность, муж ушел, денег нет. Но родственники не остались в стороне - заставили ее закодироваться. Когда опомнилась - ужаснулась: рядом ни мужа, ни ребенка. Ради чего ей трезвой жить? Недели две промучалась - и снова в магазин... А вскоре умерла. Если бы ей оставили сына - может, поднялась бы еще, и ребенок не осиротел?
Есть, конечно, ситуации, когда изъятие ребенка из семьи - спасение для него. Родители-выпивохи с утра выпроваживают голодных детей побираться или собирать пустые бутылки, чтобы было на что опохмелиться. В некоторых семьях детей бьют, а то и насилуют. Оставлять здесь ребенка - значит, подвергать опасности его здоровье и жизнь. На ВДНХ бродяжила семья, пропившая столичную квартиру, и просто потеряла малышку. Отыскалась она случайно, спустя 8 лет.
Иные непутевые родители воспринимают лишение прав как лишение всех обязанностей по отношению к ребенку. Ни разу не проведают их в детдоме, не говоря уж об алиментах, которые и взыскать не с чего. Не работают ни папы, ни мамы. На днях Федеральная служба судебных приставов огласила цифры: за 4 месяца из 12 миллионов российских алиментщиков только 340 тысяч добровольно вернули родительский долг. Остальные - уклоняются. Именно эти неблагополучные семьи - главные поставщики сирот в детдома. Сегодня в России насчитывается 730 тысяч детей, оставшихся без родителей. Причем у 90 процентов воспитанников они где-то есть.
- Мы слабо работаем с неблагополучной семьей, - признается Екатерина Лахова, председатель Комитета Госдумы РФ по делам семьи, молодежи и детей. - Поэтому и картина в целом ужасающая! Только по официальным данным, 7 тысяч детей школьного возраста нигде не учатся. Многих родители даже не записывают в школу. 500 тысяч мам и пап привлечены к административной ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в том числе за вовлечение своих несовершеннолетних чад в пьянство. 54 тысячи детей находятся в розыске. И не потому, что их украли. 29 тысяч сами убежали из дома, а 21 тысяча - из детдомов. Значит, им там невыносимо. Но самая страшная цифра: в 2006 году 75 тысяч отцов и матерей лишены родительских прав. Рост - на 20 тысяч! Причем во всех российских регионах.
В общем, с неблагополучными семьями много проблем. Разрушить их и забрать детей в детдома - самое простое. Куда тяжелее попытаться сохранить кровную семью. По мнению Екатерины Лаховой, иногда можно применять к ней и какие-то другие меры: например, ограничить провинившихся родителей в правах, дать им время на исправление. А то стали анализировать: например, в Амурской области суды в 900 случаях лишили родителей прав и только в 16 - ограничили...
Корень социального сиротства - в семье. Если мы это понимаем, значит, надо сегодня заниматься не столько устройством детей в замещающие семьи, сколько работой с кровными родителями. Сюда перенести центр тяжести и спасать кого еще можно. Причем, по уверению Лаховой, сейчас в любом райцентре есть психолого-педагогические службы, которые могли бы взять эту работу на себя.
- В Австрии, например, где я был, даже не понимают, что такое лишение родительских прав, там нет такого института, - рассказывает Алексей Головань, уполномоченный по правам ребенка в Москве. - Нет его и в Финляндии. Говорят, это право дано ребенку по рождению. Там неблагополучные семьи тоже есть, но с ними много возятся. Трудоустраивают родителей, проводят с ними тренинги, наблюдают за взаимоотношениями в семье. Если потерян контакт с подростком - психологи объяснят, как его наладить. И только в исключительной ситуации, допустим, у родителя тяжелый недуг, его могут ограничить в правах и на время поместить ребенка в замещающую семью. Нам тоже не следует жалеть никаких средств на профилактическую работу с биологической семьей. Тогда и сирот поубавится и не понадобится столько средств на детдома и приемных родителей.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Галина СЕМЬЯ, доктор психологических наук:
- Без такой меры, как "лишение родительских прав", нам, увы, пока не обойтись. Степень падения некоторых семей такова, что оставлять в них детей опасно. И, тем не менее, с этой процедурой надо что-то делать. Ведь дети, как правило, тянутся к биологическим родителям. И подчас не имеет значения - плохи они или хороши. Нельзя списывать со счетов кровное родство, связь поколений. В большинстве цивилизованных стран, прежде чем навсегда забрать ребенка, с неблагополучной семьей годами работают социальные органы, психологи. Соседняя Белоруссия тоже ввела новое законодательство: перед тем, как по суду отбирать детей у нерадивых родителей, семье дается полгода на размышление. Если за этот срок мама и папа не докажут, что способны воспитать свое чадо, только тогда их лишают родительских прав и при этом заставляют оплачивать содержание ребенка в детдоме.
Вячеслав ЛОКОСОВ, зам. директора Института социально-политических исследований РАН:
- Почему у нас так много неблагополучных семей? У этого зла - исторически обусловленные корни. На долю целых поколений выпадали жесточайшие испытания - в Гражданскую, Отечественную войны, в годы перестройки. Много раз приходилось выживать "на грани". Тут уж, как говорится, не до слабых - стариков и чад, лишь бы род сохранить. Отсюда и такое отношение к семейным ценностям вообще и детям - в частности. К тому же несколько поколений жили без собственности, а теперь надо учиться жить по-другому.
Конечно, и тяжелое материальное положение делает людей уязвимыми. И все же достаток я ставлю на второе место. Как показывает жизнь, самая высокая рождаемость и здоровая обстановка в провинциальных религиозных семьях, у которых более чем скромные доходы.