
Дня не проходит, чтобы СМИ не вещали о коварных террористах, не признающих границ ни географических, ни юридических, ни моральных. На этой неделе пошумели вокруг взрыва в московском элитном комплексе «Алые паруса», жертвами которого стали глава Федерации бокса Донецкой республики Армен Саркисян и его телохранитель. Впрочем, о том, есть ли тут украинский след или это всего лишь внутренние криминальные разборки «авторитетных» деятелей, спорили недолго. Если уж масштабный теракт в «Крокус Сити», унесший жизни 145 человек, очень скоро растаял в тумане версий и недомолвок, то взрыв гранаты в подъезде по нынешним временам — так, мелочь, о которой забывают на третий день:
Терроризм существовал всегда, как явление он возник в доисторические, библейские еще времена. Жуткие расправы над беззащитными людьми, которыми переполнен Ветхий Завет, тому подтверждение. А вот само слово terror («страх», «ужас») дал бытовавшему явлению древнегреческий философ Аристотель. В тамошних театрах актеры так виртуозно исполняли трагедийные роли, что зрители от страха массово впадали в состояние негативной нервной экзальтации.
Ну так и весь мир, как известно, — театр. И когда любимый воспитанник философа Александр Македонский повел свою неистовую конницу к краю ойкумены и кровь полилась совсем не бутафорская, ужас (terror) сковал уже все человечество.
Убийство Брутом римского диктатора Гая Юлия Цезаря в 44 году до н. э. вполне можно считать первым известным политическим террористическим актом. К «одиночному терроризму» можно отнести и ликвидации римских императоров-деспотов Калигулы и Домициана. А вот первой известной массовой террористической организацией стала секта сикариев, действовавшая в Палестине в самом начале новой эры. Ее члены нещадно истребляли приверженцев замирения с римлянами. Они так ловко управлялись с кинжалами и короткими мечами-сиками, что и сама секта получила такое название.
В ХII веке ужас на окружающих наводили беспощадные ассасины-фидаи — «жертвующие собой». Этот клан профессиональных убийц создал тайный имам, вождь исмаилитов Хасан ибн ас-Саббах, захвативший в горной долине к северу от Хамадана (современный Иран) крепость Аламут и вошедший в историю под именем Горного Старца. О его методе воспитания средневековых террористов оставил воспоминание сам Марко Поло. Вот, читайте. «Содержал Старец при своем дворе тамошних юношей от 12 до 20 лет. Были они как бы под стражей и знали понаслышке, как Мухаммед, их пророк, описывал рай. Приказывал Старец вводить в этот рай юношей. И вот: сперва их напоят, сонными брали и вводили в сад. Там их будили. Проснется юноша и поистине уверует, что находится в раю, а жены и девы весь день с ним играют, поют, забавляют его, всякое желание исполняют. Захочет Старец убить кого-либо из важных, прикажет испытать и выбрать самых лучших из своих ассасинов, посылает он многих из них в недалекие страны; они идут и приказ его исполняют; кто останется цел, возвращается ко двору». Надо понимать, чтобы опять оказаться в «раю» в бесконечном наркотическом опьянении. В ожидании нового задания-заказа:
Достоверно известно, что в числе жертв средневековых головорезов-ассасинов было восемь государей, три халифа, шесть везиров, множество наместников областей, правителей городов, важных духовных лиц. Вездесущие боевики Горного Старца добирались даже до европейских князей, графов и баронов. Пострадавшему же от резни рядовому населению счета вообще не было. Вот, оказывается, откуда берут начало методы и приемы современных исламистов-экстремистов:
Прерывая затянувшийся экскурс в прошлое, вынужден констатировать: Россия давно обезображена гнусными следами терроризма. Люди, пожившие при советской власти и знакомые с «кратким курсом» революционной истории, хорошо помнят, каким героическим ореолом еще недавно были окружены имена государственных, по сути, преступников, разрушавших страну. Бомбисты «Народной воли», дружинники-боевики эсеров и большевиков. Сам будущий «отец народов» не чурался «эксов».
А потом понеслось-закружилось: красный террор, карательные ЧК-ОГПУ-НКВД, превращенные в тюрьму Соловки, бескрайний архипелаг ГУЛАГ, штрафные батальоны и пулеметы заградотрядов: Миллионы загубленных жизней!
Ныне пришло понимание: сегодняшние кровавые и, увы, будничные террористические акции — это еще и следствие наших неуклюжих «контропераций» на Северном Кавказе, в Чечне и фантомные отголоски Хасавюртовских соглашений. Если бы все гневные декларации властных структур, которые регулярно звучат после каждого теракта, можно было перевести в «тротиловый эквивалент», то от террористов не осталось бы и мокрого места. Сколько уж раз мы все это слышали: и про 38 снайперов, и про мочилово в сортире, и про шайтанов, которым не место на земле. А они, шайтаны, всякий раз восстают из пепла и продолжают свое черное дело.
Кто-то когда-то опрометчиво заявил, что преступность не имеет национальности. И чиновничество подхватило: не имеет, не имеет! Но ведь национальность — один из социально-демографических признаков личности. И многие преступные организации мира созданы именно по национальному признаку. Классическая мафия состоит из итальянцев, якудза — из японцев, триада — из китайцев.
Еще 200 лет назад Александр Сергеевич Пушкин, путешествуя в Арзрум, высказался без обиняков: «Что делать с таковым народом? Кинжал и шашка суть члены их тела, и младенец начинает владеть ими прежде, нежели лепетать. У них убийство — простое телодвижение». Надеялись победить террористов в Афганистане, в Сирии. А дома? Исследовал ли кто-нибудь огромный массив совершенных в России терактов на макроуровне? Кто их совершает — пол, возраст, национальность, место жительства? Откуда берется оружие и взрывчатка, как они провозятся?
Боюсь, никто этим толком не занимался и не занимается, во всяком случае по результатам этого не видно. А очереди законопослушных пассажиров к металлодетекторам в торговых центрах — это только видимость, имитация.