
Смерть 47-летней жительницы Санкт-Петербурга Анны Федоровой после операции по улучшению внешности — не единственный печальный эпизод в истории петербургской клиники пластической хирургии «Абриелль». Откровения других пациенток, весьма недовольных тем, что здесь с ними сделали, не раз попадали в прессу, но серьезных последствий до сих пор не повлекли: женщины обращались в клинику без принуждения, добровольно, а понятия о красоте у всех разные. Однако Анна Федорова умерла сентябрьской ночью после проведенных в клинике манипуляций — и этот скорбный факт заставил внимательнее приглядеться к тому, что здесь происходит.
В клинику пластической хирургии «Абриелль» Федорова легла 5 сентября. На следующий день ей провели операцию, после чего Анна общалась с родными по телефону. Но вскоре женщина перестала выходить на связь. На вопросы родных 7 сентября в клинике говорили, что она якобы отходит от операции, все идет по плану. Но в ночь на 8 сентября женщине стало совсем плохо. Пациентку перевезли во Всероссийский центр экстренной медицины имени Никифорова, где в реанимации она скончалась, предположительно от тромбоэмболии. Помочь врачи уже не смогли.
Список выполненных Анной Федоровой процедур, которые после ее смерти опубликовала «Фонтанка», ужаснул родных: «Боимся, что маму развели на кредит, а мы об этом кредите не знаем. Таких денег у нее точно не было. Конечно, это не вернет нам маму, но я хочу справедливого расследования дела», — говорит Кира, дочь погибшей. Она обратилась с заявлением в следственные органы Василеостровского района.
Только одна цифра: общая сумма за пластические вмешательства составила 2 млн 619 тысяч рублей. Анне Федоровой сделали едва ли не все процедуры, которыми занимается клиника, включая липосакцию 23 зон тела, а также лифтинг лба, бровей, висков, подбородка, увеличение груди и ягодиц. Другими словами, провели за раз более 30 операций! А ведь Анна обратилась к пластическим хирургам лишь для того, чтобы ей убрали чуть наметившиеся брыли, или, как их еще называют, «бульдожьи щечки». Операция вроде бы несложная и относительно недорогая даже по нынешним меркам пластической хирургии. Но в итоге комплекс процедур стоил женщине жизни. Двое детей остались без мамы — «самой лучшей на свете». Анна была привлекательной, активной, подтянутой, следила за своим питанием и режимом, увлекалась спортом, всегда участвовала в ежегодном забеге «Белые ночи», раз в полгода отправлялась на полумарафоны (21 км). При росте 165 сантиметров Федорова весила 57 кг. Идеальная фигура! Чего еще желать? Как она вообще могла согласиться на липосакцию тела, на всю эту «трансконъюктивальную жиросберегающую блефаропластику»?
С этим вопросом неразрывно связан другой: почему клиника предлагает (навязывает) услуги, в которых клиентка, очевидно, не нуждается? Что тут скажешь: умелые продавцы, «эффективные менеджеры». В точности как в анекдоте про мужика, который зашел в магазин за тампонами для жены, а вышел с оформленными документами на купленную яхту: «Все было, в общем-то, неплохо, пока не стали улучшать».
У Анны Федоровой было два высших образования, гуманитарное и финансовое, она работала переводчиком с французского, в последние годы — главным бухгалтером. Малограмотной, доверчивой простушкой ее никак не назовешь. По словам дочери, мать всегда иронизировала над пухлыми накачанными губами или розовыми щечками нынешних светских львиц. То есть не была подвержена манипуляциям общества потребления, в котором мы живем. Или все же была? Разве мало случаев, когда грамотные взрослые люди отдают свои деньги или берут кредиты под напором телефонных мошенников? Они хоть живы остаются, а тут: Горе, трагедия, загубленная жизнь.
Боюсь, очень скоро мы будем делиться на оттюнингованное человечество и натуралов. Да, мы еще есть — те, кто не ведется на этот пластмассовый мир, который, как известно, победил. «Макет оказался сильней», — спел когда-то Егор Летов. И, похоже, он оказался прав. Симулякры выстраивают свою параллельную реальность. Хотя, казалось бы, очевидная вещь — за маркетингом стоит лишь извлечение прибыли, больше ничего. Но по улицам наших городов стройными рядами идут женщины с одинаковыми губами и бровями, считая почему-то это красивым. Давление маркетинга на культуру и образование сегодня сильно как никогда. Сопротивляются этому напору единицы. Увы:
P.S. В клинике «Абриелль» прошли обыски в рамках уголовного дела о некачественном оказании услуг. Было изъято медицинское оборудование и опечатаны медицинские карты. Следственный комитет по Василеостровскому району возбудил уголовное дело по ст. 238 УК РФ «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». По этой статье предусмотрено наказание от штрафа в 100 тысяч рублей до лишения свободы на срок до шести лет. Конкретных подозреваемых пока в деле нет, продолжается сложная медицинская экспертиза. Росздравнадзор начал свою проверку по факту смерти пациентки после операции по липосакции в частной клинике Санкт-Петербурга.