После ареста очередного, уже третьего заместителя министра обороны РФ генерала армии Павла Попова становится ясно, что почти у всей верхушки оборонного ведомства рыльце в пушку. С учетом освобождения от должности самого министра, возникает стойкое ощущение неблагополучия в руководстве самого важного на данный момент ведомства.
Следственный комитет считает, что Павел Попов обогащался за счет парка «Патриот» — построил загородный дом и благоустроил личный участок площадью 3 гектара. Характерно, что Попов пребывал в должности замглавы Минобороны с ноября 2013 года, в его ведении находились Главное управление инновационного развития и департамент информационных систем ведомства, приоритетные по нынешним временам направления. И с тех пор все было гладко и красиво на этом участке оборонного фронта, а парк «Патриот» блистал своей монументальностью и богатством в многочисленных телесюжетах. А когда началась спецоперация, проверка в полевых условиях, выяснилось, что дело обстоит далеко не столь благостно, как нам показывали пресс-службы и государственные СМИ, которые на деньги налогоплательщиков, по идее, должны говорить не то, что хотелось бы услышать наверху, а правду.
Попутно заметим, что в последнее время у нас принято считать патриотами тех, кто «позитивно» смотрит на вещи, а «любителей найти соломинку в глазу» зачисляют во враги. В частности, газета «Труд» не раз писала об «отдельных» недостатках в армии, и всякий раз мы подвергались остракизму со стороны пресс-службы оборонного ведомства, получали гневные звонки: как вы можете посягать на святое — на оборону страны? А мы не посягаем, мы за нее беспокоимся, потому не можем не писать про те изъяны, которые видны невооруженным глазом.
Писали мы и про блеск и нищету парка «Патриот», получая ту же отрицательную реакцию со стороны военных. И кто оказывается прав? Директор парка Вячеслав Ахмедов и его куратор Попов арестованы. Но ведь можно было до того не доводить, если бы отдельные деятели и журналисты выполняли не только указания сверху, но и свой профессиональный долг — говорить правду.
На прошлой неделе произошла еще одна характерная история на тему красивой картинки и реальной жизни. Портал BFM позволил себе описать реальную ситуацию, с которой столкнулись в аэропорту Сочи наши соотечественники. Этот материал еще можно найти на крупных площадках в интернете типа «Дзена» и Mail под заголовком «В аэропорту Сочи десятки туристов опоздали на рейс из-за отсутствия оповещения».
Там и про тесноту, и про духоту, и про хамство персонала, и про то, что оповещение пассажиров о выходе на посадку и переносе рейсов организовано плохо. Но вместо этого острого текста, написанного по впечатлениям очевидцев-путешественников, на сайте BFM теперь другой, очень короткий: «Сочинский аэропорт опроверг жалобы пассажиров на отсутствие оповещения при смене гейта». Суть в том, что 13 человек не услышали оповещение за час до вылета о смене выхода на посадку с № 9 на № 11 и пропустили свой рейс. Аэропорт прислал даже в редакцию BFM видеозаписи со звуком объявления: «Уважаемые пассажиры, начинается посадка на рейс № 6948 авиакомпании «Победа» Сочи — Москва, Шереметьево. Пассажиров приглашают к выходу № 11 и просят подготовить посадочные талоны». Все шито-крыто. «Две основные претензии пассажиров — в озвученных сообщениях не говорилось, что выход на посадку на таком-то рейсе переносится с 9-го на 11-й, озвучивался только новый номер выхода, и пассажиры просто не акцентировали внимание на этом. А еще не было озвучено фамилий опаздывающих. На это аэропорт Сочи заявил нашей редакции, что «законодательство не устанавливает обязательный шаблон информационного сообщения», — написал BFM в этом «оправдательном» тексте. Сказано там и о том, что один из 13 опоздавших частично согласился с доводами аэропорта. А остальные 12 человек?
Выходит, юридически аэропорт прав, комар носу не подточит. А по уму, по-человечески? Почему бы при смене выхода на посадку об этом отдельно не сказать, тем более что у пассажиров в посадочных талонах черным по белому написано: выход № 9? Трудно ли организовать в этом случае персональное оповещение опоздавших? Чтобы, например, помочь им сориентироваться в кутерьме сочинского авиаузла, избежать стресса при опоздании на рейс и поисках путей, как вернуться домой. Здесь же позиция такая: выход объявили, остальное — ваши проблемы. Такая вот забота о пассажирах:
Но мы сейчас не об этом. Судя по всему, BFM подвергся остракизму со стороны пресс-службы Сочинского международного аэропорта. Это наше предположение, основанное на нашем опыте. Но, с другой стороны, куда делся изначальный текст BFM о прелестях авиагавани?
В прошлом году газета «Труд» также была атакована пресс-службой этого аэропорта после публикации в номере от 10 ноября 2023 года материала «Летайте в Сочи. А куда же еще?». В нем описана ситуация в а-эропорту, так, как ее увидел репортер «Труда» и как она видится сотням пользователей социальных сетей: плохая информация, очереди на предполетный контроль, запредельные цены на услуги. Мы получили от пиар-службы авиагавани гневное письмо, смысл которого сводился к тому, что в аэропорту все прекрасно, а журналисты клевещут. Резюме такое: «Мы расчениваем публикацию как злоупотребляющую правими журналиста — свои мнение фальсифицирующим общественно значимые сведения в отношении услуг Аэропорта Сочи...» (сохранили в точности орфографию оригинала). Высокообразованный менеджер пиар-службы аэропорта угрожал нам ст. 51 Закона о СМИ, обвинил нас в распространении недостоверной информации и введении в заблуждение «читателей и общественность». Для того чтобы убедиться, что именно эта общественность, на своем опыте прочувствовавшая все прелести авиа-гавани в Сочи, думает, достаточно заглянуть в интернет. Но у администрации аэропорта нет охоты изучать эти «наветы» и вообще интересоваться, комфортно ли пассажирам в их владениях на самом деле. Им нужна красивая картинка — и ничего более. В зеркале они хотят видеть себя «всех милее, всех румяней и белее». А недостатки? Их видят только враги и журналисты.
Мы поступили чуть принципиальнее BFM, наш материал до сих пор можно прочитать на сайте «Труда». Потому что он верно описывает то, каким комфортом порой встречает пассажиров аэропорт Сочи. Не мы одни такие. Не так давно о проблемах в сочинском аэропорту сообщал и сайт MSK1.RU в материале под заголовком «Везде мусор, люди лежат толпами. Москвичи пожаловались на нулевую организацию в аэропорту Сочи, где задержали десятки рейсов». Аэропорт, разумеется, и эту информацию опровергал. То есть «отдельные» недостатки имеются, но пиар-службы предпочитают их не замечать, а во всем винить «клевещущих» журналистов.
С некоторых пор критика в еще рискующих говорить правду СМИ воспринимается как поклеп и вражеские инсинуации. Достаточно взглянуть в телевизор, чтобы понять, почему так происходит. На экране исключительно благостная картинка: хлеборобы ударными темпами сдают зерно в закрома Родины, а сталевары варят сталь. А чтобы еще контрастнее, нам регулярно рассказывают про «язвы западного капитализма» в современном исполнении (то ли дело наш отечественный капитализм — правильный!). Все это густо приправлено скандальными ток-шоу на потребу толпе и бесконечными сериалами про бандитов и полицейских. А журналистские расследования сводятся к смакованию бесчисленных безобразий в жизни светских персонажей.
Иногда эта красивая картинка превращается в гротескную, как, например, случилось не так давно, когда президент России несколько удивил страну, заявив с подачи чиновников о том, что большинство населения имеет годовой доход в 2,4 млн рублей. Это большинство, похлопав себя по карманам, в очередной раз засомневалось, правильно ли докладывают наверх о реальной ситуации и соответствует ли действительности телекартинка?
На основе этой информации о богатстве россиян тогда принималось решение об изменении налоговой системы, которое не сделает бедных богаче, а богатых — беднее. Вероятно, бюджет не пополнится достаточным объемом отчислений, но это не смертельно. Куда опаснее казнокрадство и, главное, приукрашивание реальной ситуации в Минобороны и прочих ведомствах.
Либералы очень любили миф о том, что СССР развалился в результате экономического кризиса. Это прикрывало их собственную бездарность, давало возможность последствия их реформ и шоковой терапии свалить на предшественников. Кризис, возможно, и был, но смертельным стало бесконечное вранье, которое уже не могли терпеть ни низы, ни верхи. А когда шлюзы цензуры были приоткрыты, страну снес мутный поток «разоблачений», уничтоживший основы власти. Вот почему, например, в Китае, где детально изучают печальный опыт СССР, при всей строгости тамошних порядков не допускают цензуры, а критика и самокритика там в почете.
Сейчас у нас еще официально нет цензуры, но по факту сообщить о каких-то отдельных недостатках становится все сложнее. Не ровен час попадешь под очередную уголовную статью о фейках или под горячую руку пиар-служб, которые ревностно охраняют красивую картинку, решительно не согласующуюся с жизнью. А в результате разговоры о проблемах нашей жизни опять переместились на кухни. Не хотелось бы в это верить, но мы, похоже, упорно, сами того не осознавая, идем по пути СССР, не понимая, что лучше горькая правда, чем красивая ложь.