Высшая школа экономики (ВШЭ) и Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина представили проект его реформы, оцененный разработчиками в сумму под восемь триллионов рублей.
Эксперты из ВШЭ и ЦСР обнародовали доклад «12 решений для нового образования», где предлагается комплекс мер для модернизации российского образования. На слух звучит заманчиво и даже где-то инновационно. Тут тебе и создание системы поддержки раннего развития для самых маленьких (до трех лет), и внедрение в школах учебных комплексов на базе искусственного интеллекта, и введение цифровых учебников, и строительство 40 новых учебных центров по модели «Сириус», плюс к этому превращение вузов в центры инноваций. Дерзко, модно, дорого-богато. Что делать, широкие натуры, привыкли писать картину мира крупными мазками и безразмерными бюджетами. Реализация предложений потребует дополнительного бюджетного финансирования на уровне 4,6 трлн рублей за шесть лет, а с учетом внебюджетных инвестиций (понять бы еще, откуда они возьмутся!) сумма вырастет до 8,3 трлн.
В качестве результата от этих гигантских вложений авторы программы прогнозируют (но не гарантируют?) невероятный скачок в российском образовании и появление нового поколения «оцифрованных» школяров, которые совершат рывок в развитии России и потащат ее наконец-то в светлое инновационное будущее, которое пока тает где-то далеко на горизонте в неясной дымке.
Все эти чудесные картинки, безусловно, вызывают у любого родителя прилив энтузиазма и эйфорию: наконец-то, это вам не угадайка с ЕГЭ! Если бы не одно но. Напомним, что суммы, сравнимые со стоимостью космической программы, на модернизацию образования мечтают получить те самые люди, не без участия которых это самое образование оказалось в нынешнем плачевном виде.
Ведь именно Минфин под руководством Алексея Кудрина старательно «оптимизировал» расходы на среднюю школу, в результате чего, по данным Счетной палаты, только за 2005-2010 годы прекратили существование 12?377 школ, из них 10?089 — в сельской местности. И за каждой из них — образовавшаяся пустыня, что бы там нам ни рассказывали о пользе объединения альма-матер...
Напомним также, что именно мудрецы из ВШЭ всеми силами продвигали проект ЕГЭ, от которого сегодня лихорадит не только школьников, но даже и обновленное Мин-образования. Именно из этого «храма науки» проистекали и проистекают диковинные «передовые» идеи вроде монетизации образования и приведения его к стандартам Болонской системы, которая уже показала свою несостоятельность на фоне былой советской системы. Но они ее с удовольствием разрушали, рассказывая байки о современных стандартах. Каковы они, эти стандарты, мы уже знаем. И теперь эти люди снова просят денег (да еще каких!), чтобы исправить собственные косяки? Вот уж действительно нахальство — второе счастье. Ни в коей мере не защищаю то, что сегодня воздвигнуто на обломках советского образования и науки. Но доверять рычаги и деньги в проведении очередных реформ тем, кто их с треском провалил, наивно и глупо.
Хотя есть стойкое ощущение, что вся эта явленная миру программа не всерьез. Медийная суета со стороны экс-главы Минфина Кудрина производится исключительно с одной целью: напомнить о себе накануне важного политического события — формирования нового правительства, в котором Алексей Леонидович явно хочет занять достойное его амбиций место. Потому и напоминает сегодня персонажа культовой песни Высоцкого. Помните? «Проводник в преддверье пьянки извертелся на пупе».
Понять мотивы Кудрина можно — ну хочется влиятельному чиновнику вернуться на властный олимп. Отсюда все его последние инициативы: повышение пенсионного возраста, отмена валютного контроля, призывы покаяться и примириться с Западом... Теперь вот и до образования руки дошли.