
Губернатор Михаил Развожаев явно поскромничал, когда на днях объявлял численность севастопольцев: мол, по последним данным, здесь проживают 512 тысяч. Получилось, градоначальник противоречит сам себе? Ведь еще минувшей весной на совещании по борьбе с пандемией он докладывал президенту Путину: «По потреблению воды и хлеба очевидно, что в Севастополе проживает более 700 тысяч».
Для сравнения: сразу после Крымской весны в 2014 году общая численность жителей города вместе с флотским гарнизоном едва превышала 300 тысяч. Зато сейчас есть данные о том, что Севастополь близок к статусу города-миллионника.
И это повод не только для гордости, но и для головной боли. Очевидна перегруженность коммунальной инфраструктуры. Имевшиеся сети явно не справляются с темпами нового жилищного строительства. Приезжающие с материка граждане, не найдя свободного жилья в городской черте, снимают дома и квартиры в пригородах, де-факто превратившихся в новые городские районы. Перегружены жильцами дачи Фиолента, Сапун-горы, Камышового шоссе и окраин Балаклавы, побережья между Любимовкой и Качей...
Сверхнормативное потребление энергии в садовых товариществах доходит до небывалых 400%, хотя на улице зима, когда дачи вроде бы пустеют. Информацию о чрезвычайных перегрузках озвучили представители «Севастопольэнерго» на заседании городского правительства. По поручению губернатора создан антикризисный штаб по обеспечению энергией районов, где с приходом холодов автоматика отключила подачу электричества и десятки тысяч людей буквально замерзали.
Перенаселенный Севастополь задыхается и без общественного транспорта. Власти вновь планируют запустить трамвайное сообщение. Причем новые рельсовые магистрали по городским кварталам прокладывать не собираются, а хотят пустить трамвай по оставшимся колеям старинной железной дороги. Узкоколейки позапрошлого столетия ведут ко всем бухтам Севастопольской гавани, к предприятиям, транспортным узлам, местам снабжения и арсеналам Черноморского флота. Пересекают они и жилые районы.
Зачастую старые рельсы закатаны в асфальт, но дорожное покрытие легко вскрывается, а сами рельсы времен Российской империи — высочайшего качества. Обеспечить новой техникой севастопольский трамвай поручено заводу «Уралтрансмаш». Узкоколейные трамвайные вагоны разработаны корпорацией «Ростех». Трамваи из Екатеринбурга уже начали поставлять в Евпаторию.
А тем временем правительство Севастополя объявило о повторном публичном обсуждении проекта городского генплана. Этот документ придется пересмотреть уже из расчета на миллион жителей. Предыдущий генплан создавался с перспективой иметь к 2035 году население численностью 560 тысяч. А Севастополь уже сейчас подходит к миллионному рубежу.