...На одном из старейших погостов столицы, Преображенском кладбище, нашли свое последнее пристанище свыше 10 тысяч солдат и офицеров Красной Армии, умерших в госпиталях Москвы в годы второй мировой и послевоенный период. На плане территории, вывешенном на пересечении ухоженных аллей с номерами, скромно значится: "Воинские захоронения". К 60-летию Победы полуразрушенные бетонные плиты над ними заменили на красные гранитные. А рядом возвели арку с колоколом, у подножия которой вновь был зажжен реконструированный Вечный огонь, когда-то зажженный на Марсовом поле в Ленинграде. Когда мы вчера пришли на кладбище, огонь в горелке горел. Но недолго.
Впрочем, по свидетельству местных жителей, горит он действительно редко. Непременно включают его только на майские праздники от переносных газовых баллонов. Изредка пламя оживляют для проведения урока мужества со школьниками. Обычно же символ этот похож на потухшую газовую горелку.
Действительно ли для Вечного огня в России перестало хватать газа? С этим вопросом мы для начала отправились к руководству Преображенского кладбища. Однако зам. руководителя этого госучреждения, некий Александр Сергеевич, категорически отказался давать нам какие-либо комментарии, и (научились держать язык за зубами!) послал нас к своему начальству - в столичный ГУП "Ритуал". В этой структуре, официально относящейся к правительству Москвы и ведающей большинством столичных кладбищ, от нас потребовали факс на официальном бланке редакции. А затем просто перестали отвечать на звонки. От безысходности мы набрали номер телефона Мосгаза, снабжающего "голубым топливом" все объекты столицы. Увы, и там от нас отмахнулись - газовое начальство, по их уверениям, никакого отношения к символам Победы вообще не имеет.
Хоть какую-то ясность внесли власти Восточного административного округа, на территории которого находится Преображенское кладбище.
- Даже не знаю, сколько стоит день горения Вечного огня, - честно признался нам префект ВАО Николай Евтихеев. - И никогда его содержание не являлось для нас статьей экономии. Считаю это недопустимым. Мы обязательно подведем к нему постоянный источник газа, и огонь опять будет пылать постоянно. Когда? Года через полтора. Или два...
Такая "бережливость" стала в последнее время нормой во многих российских городах. Так, в большинстве районов Брянской области, на территории которой находятся 1043 захоронения и памятника воинской Славы, никогда не удастся увидеть Вечный огонь. Местные власти ссылаются на то, что расходы газа велики. В Ростове-на-Дону в местной мэрии корреспонденту "Труда" откровенно заявили, что город способен обеспечить постоянное горение лишь одного из трех имеющихся там Вечных огней. Местные специалисты подсчитали, что, например, для поддержания пламени у памятника Павшим воинам в год требуется 88 тысяч кубических метров газа, что обходится бюджету в 150 тысяч рублей ежегодно. То есть, по самым приблизительным подсчетам, сутки горения вечного огня "уносят" из городской казны Ростова-на-Дону 417 рублей. А минута Вечного огня "стоит" 36 копеек.
Такие же расценки и в других городах. Видимо, для России и ее Газпрома, качающего газ в десятки стран и вкладывающего сотни миллионов долларов в футбольные клубы, это непозволительная роскошь. Тяжесть неподъемная.
А КАК У НИХ?
Сегодня на Донбассе Вечный огонь зажигают только по праздникам. Не горит он даже у самого фундаментального памятника героям Великой Отечественной - мемориального комплекса Саур-Могилы - высоты, за которую в августе 1943 года вели ожесточенные бои части 5-й ударной армии Южного фронта. Здесь, как и в центре Донецка, огонь зажигают только по праздникам. Местные власти винят в этом... Россию, которая, взвинтив цены на газ, вынуждает его экономить. Еще прискорбней ситуация в райцентрах Донбасса. Вечный огонь здесь превратили в мусорники.
У памятника жертвам фашизма в Мариуполе, где за два года оккупации немецко-фашистские захватчики уничтожили 50 тысяч человек мирного населения, среди них пять тысяч детей, 70 тысяч самых сильных и молодых людей угнали в Германию, Огонь вечной памяти он не горел ни разу с 2006 года. Сорваны с мемориала металлические строчки "Люди мира, будьте зорче втрое! Берегите мир!"
Потушен Вечный огонь и в Житомире. Местные власти также кивают на "газовый кризис" и недостаточный бюджет. Но житомирским ветеранам войны подобные отговорки кажутся оскорбительными. Тем более что в городе начато благоустройство кладбища гитлеровцев, где хоронили особо выдающихся воинов немецкой армии. В частности, на кладбище захоронен инспектор нацистских концлагерей бригаденфюрер Теодор Эйке. На чьи деньги идет реконструкция этого кладбища? Увы, ответа на этот вопрос нет.