Со стороны Тбилиси идет очевидная эскалация конфликта. Риторика Михаила Саакашвили в отношении России и ее руководителей перешла пределы приличия и оставила далеко позади словесные эскапады Уго Чавеса или Фиделя Кастро в адрес США. Нас обвиняют во взрыве собственного газопровода, министр по урегулированию конфликтов перед визитом в Россию назвал ее фашистским государством. Провокации в Южной Осетии, в том числе в отношении миротворцев, происходят практически ежедневно, высокопоставленных офицеров подвергают аресту, а парламент Грузии голосует за изгнание миротворцев вообще.
В Южной Осетии и Абхазии все громче и настойчивее звучат голоса в пользу окончательного размежевания с Тбилиси, а в России - за симметричное использование косовского прецедента: признание независимости грузинских автономий. Официальная Москва в ответ на художества Саакашвили прекратила выдачу виз для въезда в Россию, где живет и работает более миллиона грузин, отменила ранее запланированный визит премьера Ногаидели.
Никто из грузинских политиков не может и не сможет признать независимости Южной Осетии и Абхазии, никто из осетин или абхазцев даже в кошмарном сне не может себе представить возвращение под длань Тбилиси. Особенно после страшных войн начала 90-х, когда грузинские руководители вели себя ну никак не лучше, чем Слободан Милошевич в бывшей Югославии. Страсти накалены до предела.
Если учесть, что Саакашвили редко пальцем пошевелит без консультации со своими зарубежными покровителями, ситуация выглядит еще более взрывоопасной. За границей у нас не только друзья, есть немало желающих втянуть нас в войну, представив ее как нападение "тоталитарной российской империи" на "свободолюбивую грузинскую демократию". Всегда готовы подлить масла в огонь опальные олигархи. Тем самым можно решить массу соблазнительных задач. Например, втянуть Москву в нескончаемую войну на Кавказе, дестабилизировав заодно и Кавказ Северный. А то и сорвать встречу "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге или хотя бы создать для нее крайне неблагоприятный информационный фон. Конечно, за рубежом есть "партия мира", представленная в первую очередь сторонниками бесперебойного функционирования нефтепровода Баку - Джейхан. Но если пойдет пальба, будет не столь существенно, какая "партия" сильнее.
Что в этой ситуации делать России?
Прежде всего не бросать на произвол судьбы осетин и абхазцев, большинство из которых к тому же являются нашими согражданами, имеющими единокровных братьев в России - на Северном Кавказе. Наша позиция здесь абсолютно морально и в правовом смысле оправданна: мы обязаны защитить права меньшинств на территории Грузии, и в первую очередь их право на жизнь. А угроза абсолютно реальна.
Военные приготовления Грузии приобретают все более зримый характер, ее военные возможности в последнее время с американской помощью заметно выросли. Режим Саакашвили становится все более жестким, что, в частности, проявилось в исчезновении оппозиционных электронных СМИ, изменениях в Конституции в сторону усиления прерогатив президентской власти, ликвидации аджарской автономии. "Партия войны", безусловно, доминирует в грузинском правительстве. К тому же сам Саакашвили стремительно теряет популярность, что всегда является серьезным стимулом для разгона шовинистической волны, создания настроений военного лагеря и "маленькой победоносной войны".
Именно по этим причинам вывод российских миротворцев из Абхазии и Южной Осетии исключен. Это надо дать понять Тбилиси четко, ясно и недвусмысленно. Там также должны отдавать себе полный отчет в том, что в случае дальнейшего нагнетания обстановки Россия ведь может и отказаться от поддержки территориальной целостности Грузии, что до сих пор является основой нашей официальной позиции.
Москва ни в коем случае не должна позволять втянуть себя в войну. Для этого ей нужно не сокращать, а, наоборот, усилить свое военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии. Слабость - всегда приглашение к агрессии. У Саакашвили не должно быть даже малейшей иллюзии относительно возможности решить конфликты в свою пользу с помощью силы.
Хороший политический тон в нынешней Грузии - обвинять во всех бедах нас. Но, полагаю, любому мыслящему человеку понятно, что ни одна волнующая грузин проблема не может быть решена на путях конфронтации с Россией. По-настоящему болеющий за судьбу своей страны грузинский политик должен думать не о том, как позаковырестее оскорбить Москву, а как установить с ней нормальные отношения.
Хотя бы.