20 лет я бегаю в парке «Покровское-Стрешнево». Каждый день. Прихожу оттуда счастливой, потому что лес забирает все плохое. После него дышится легко, хорошо думается. Иногда мне даже кажется, что это какая-то особая награда — жить возле такого благословенного места. И вот который уже день ноги туда не идут. Не могу себя заставить пойти в мой маленький Шварцвальд, так я его окрестила по аналогии с баварским. А в Баварии я прожила немало и тоже каждый день ездила на велосипеде по лесам. А теперь в «Покровское-Стрешнево» ноги не идут. Сердце плачет. Потому что парку конец.
Зачем мне фальшивые заверения чиновников — типа не бойтесь, мы вас не больно. Я достаточно живу, чтоб хорошее отличать от плохого. Те, кто этого сам не умеет, может ходить в так называемые информцентры — пару вагончиков установили с разных сторон парка и посадили там парочку обученных людей, — где им сделают кратковременную анестезию: ну что вы, лес рубить не будут — только аварийная вырубка... Но вместо этого посадят новые. Да, и спортплощадку, конечно, построят, люди же должны проводить досуг. Мангалы, конечно, останутся, но беседки возле них снесут и установят павильоны... И еще раздевалки для переодевания построят по берегам прудов, и дорожки велосипедные, и 1300 фонарей. И да: павильонов будет 14, но не капитальных...
А пока дорогой мой парк, уникальный природный заповедник федерального значения, где обитают краснокнижные птицы и животные, весь расчертили сеткой заборов. Бежишь словно в клетке — деревья от тебя по обе стороны дорожки через решетку.
Первый звонок прозвенел в конце прошлого года, когда круглая оранжевая тетка с мешком мусора в руках буркнула: «Бежи-бежи... Недолго уж вам осталось. Скоро огородют тут все и начнут пилить-рубить-копать. Чтоб потом все обалдели: какая плитка, какие мангалы с качелями! Только уж без деревьев и без леса». Тогда повальных ограждений еще не было — только слух витал. Пожилая пара, гулявшая неподалеку, попыталась меня и себя утешить: «Может, у них денег не хватит, разворуют. Дай-то бог...»
Они знали, о чем говорили. Совсем недавно, в 2018-м, парк уже пережил одну реконструкцию. Понаставили мангалов, помпезных кованых беседок, вырубили отличные сосны, вместо них несколько раз сажали новые деревья. Всегда в июле, и всегда забывали поливать. Ничего из посаженного не прижилось. Зато сколько денег можно отмыть. Реконструкция-2018 стоила 1,3 млрд! Но она, как нам теперь объясняют, не была завершена. Вот теперь-то и осталось доделать «дотла».
И еще об одной «детали» — о разбросанных по парку стендах с запретами. Никаких мангалов, костров — категорически нельзя, штрафы — от 4 тысяч до 200 тысяч рублей. И за выгул собак без намордников тоже солидный штраф, и заезд машин на парковую территорию, и даже видеосъемка без разрешения администрации караются штрафом! Почему не соблюдались — может, чтоб никто потом не вспомнил, каким парк был до «благоустройства»? За 20 лет я ни разу не видела, чтоб хотя бы одного нарушителя оштрафовали, хотя тут есть даже своя потешная конная полиция. Мангалов на всех шашлычников не хватает, весной костры жгут под каждым кустом — и ни разу эти потешные конники не отреагировали ни на один костер.
А сегодня нас хотят убедить, что 70% проголосовавших на «Активном гражданине» людей опять за «благоустройство». Но разве в здравом уме и твердой памяти человек может одобрить такое неприкрытое варварство? Департамент капитального ремонта Москвы сует руки-крюки в заповедный парк федерального значения?! Чтобы одобрить «благоустройство» особо охраняемых природных территорий и избежать публичных слушаний, городские власти еще в 2019 году тихой сапой изменили правовой статус лесопарков Москвы. Поэтому «Мосприрода» в ответ на обращение жителей Покровского-Стрешнево заявила, что, согласно поправкам «Об экологической экспертизе», положительного заключения по каким-либо работам в парке теперь не требуется. Как удобно! А уже осенью-2021 мэрия Москвы объявила о планах по благоустройству лесопарка «Покровское-Стрешнево». Хотят сделать «пять парков в одном». Историко-культурная часть, эколого-просветительская, спортивная, природная, досуговая...
Поэтому вчера, продираясь меж проволочными ограждениями, я наткнулась на женщину с норвежскими палками для ходьбы. Она опасливо оглянулась и, понизив голос, спросила: «Вам не безразлична судьба нашего парка? Тогда подпишите петицию...» Вот ведь как! Есть они и мы. Они хотят заставить нас быть счастливыми, а мы опасаемся, что за несогласие на такое «счастье» могут и в кутузку упечь. Поэтому листовки вывешиваются втайне по ночам и срывают утром с остервенением.
Зададимся простым вопросом: а зачем это надо? Разве такое «благоустройство» несет людям благо? Разве благо — это не когда всем вольготно — деревьям, птицам, зверям, людям? Когда слушаешь тишину или птиц и наслаждаешься запахами леса, а не перегаром шашлыков, музоном на всю катушку? Ведь всего этого кругом и так выше крыши — мест, где люди превращаются в толпу.
P.S. Еще в декабре «Гринпис» запустил кампанию против варварского уничтожения столичных лесов и их экосистем, обращение с 10 тысячами подписей против благоустройства особо охраняемых природных территорий направили мэру Москвы. Хотите внести свою лепту? Петицию «Гринписа» легко найти в Сети. Подлинное неравнодушие честных людей помогло отстоять Битцевский парк, значит, и мы сможем.