Поезд сопровождали семь проводников, которые попали в катастрофу «Невского экспресса» и в 2007 году. Наталья Новикова, одна из пассажирок, тоже оказалась в обеих катастрофах: и 13 августа 2007-го, и 27 ноября 2009-го. На этот раз Наталья ранена и находится в питерской больнице. Многие пассажиры опоздали на экспресс или в последнюю минуту отлучились из своих вагонов в хвосте поезда и тем самым спасли свою жизнь. Кто-то оказался в самом пекле — в качестве жертвы или в качестве спасителя.
Сергей, 30 лет, юрист, ехал во втором вагоне с конца, на который пришелся основной удар
Он с неохотой дает интервью, отказывается назвать свою фамилию и просит не фотографировать. Ему неловко от внимания журналистов. Сергей — профессиональный юрист. На вид ему около 30. Родился в
В свой родной город ехал, планируя уладить
— Обычная, ничем не примечательная поездка, каких я на своей жизни совершил несколько десятков, — вспоминает Сергей. — Ничто не указывало на то, что может произойти
Сергей ехал налегке. Из вещей взял с собой только сумку с документами. Ему досталось место во втором вагоне с конца поезда, оказавшемся роковым.
Сергей снял куртку и поудобнее расположился на сиденье. Пролистав газеты, он задремал. Через некоторое время неожиданно проснулся от резкого чувства голода.
— Обычно за эти четыре с половиной часа, что еду на «Невском экспрессе», я только читаю и сплю, а тут вдруг неожиданно есть захотелось. Я посмотрел на часы: было девять вечера.
— Мимо прошла разносчица, но в её корзине не было ничего подходящего — чипсы да орешки, и я решил пойти
Официантка приняла заказ и отнесла его повару.
— Придется подождать минут 20, — сообщила она Сергею, вернувшись. — Кашу придется варить. Может быть, возьмете
Сергей бегло проглядел меню.
— Я очень хорошо запомнил этот момент. Вначале я действительно засомневался, стоит ли мне ждать постной пищи, но потом решил: а куда мне, собственно, торопиться? Некуда. Нет ничего страшного в том, чтобы потратить на обед не 15 минут, а полчаса. — Я взял чай и сказал официантке, чтобы они варили кашу, а сам стал смотреть телевизор. Там шел
Он не сразу понял, что случилось. Сначала поезд тряхнуло, и Сергей больно ударился о стол. Затем поезд постепенно стал останавливаться. Со стороны было похоже, будто
— Третий вагон стоял на рельсах, но был наклонен под углом в 45 градусов. А когда проводница открыла дверь, и я вышел наружу, то увидел, что второй вагон, в котором я ехал, оторвало и смяло. Его крыша была похожа на гармошку, — рассказывает Сергей. — Я побежал к нему. То, что было внутри, не описать никакими словами.
Именно этот второй вагон, как оказалось, наиболее пострадал при взрыве.
Добраться домой Сергею удалось лишь днем. Вначале он помогал раненым. Затем добирался на двух поездах до
— Я до сих пор не могу поверить в то, что со мной произошло, — признается он. — Иначе как божественным вмешательством это не назовешь. Но мне до сих пор не по себе от того, что я прошел через это испытание.
Протоиерей Александр Степанов, 53 года, ехал в седьмом вагоне
Священник отец Александр возвращался в родной город с конференции. Вместе с ним ехали его коллеги. Им достались места в вагоне с сидячими местами, разделенными по европейскому образцу на купе. Первую часть пути спутники общались. Примерно в 21.30 они почувствовали, что поезд резко затормозил.
— Я сидел по ходу поезда и чуть не вылетел из сиденья, — вспоминает отец Александр. — Поначалу все подумали, что ничего серьезного не случилось. Мы начали шутить.
Вокруг поезда была кромешная тьма. Только очень далеко мелькали странные огоньки. Дойдя до хвоста поезда, священник увидел, что последний вагон стоит под углом 45 градусов. Навстречу пробежал проводник.
— Помощь нужна? — спросил протоиерей.
— Идите скорее вперед. Там всем работы хватит.
Священник побежал. Вскоре он увидел вагон, лежащий на путях на боку. Его крыша была собрана гармошкой. Последний вагон стоял без колес, а все вокруг было усеяно перекореженными кусками металла и человеческими телами. Страшная картина освещалась лишь блеском дисплеев сотовых, которыми люди подсвечивали себе дорогу.
— На земле лежала молодая пара: у девушки, похоже, был перелом позвоночника, а у парня раздроблены ноги, — рассказывает отец Александр. — Проводник последнего вагона, с разбитым лицом, но целый, ходил в одной рубашке: он был в таком состоянии, что не мог ничего делать. Мы ему говорили, чтобы он шел погреться в уцелевшие вагоны, но он повторял:
Следующие два часа запомнились священнику редкими фрагментами. Он провел их, перетаскивая раненых и перевязывая раны. Уцелевшие пассажиры отломали два куска обшивки поезда и использовали их как носилки. Для того чтобы осветить вагон, развели костры. Возле них грелись раненые. Чтобы они не замерзли, их накрывали занавесками и ковриками из коридора.
— Конечно, у меня были мысли, что надо молиться. Но в этой ситуации, когда человек истекает кровью и ему надо срочно помогать, действуешь по необходимости. А необходимость порой была простой — взять за руку и погреть. Я старался поддержать, помочь, но надо было очень конкретно действовать — не допускать, чтобы клали на бетон или гравий, искать, что подстелить. Сами раненые вели себя очень мужественно, пустого нытья не было, только стонали, когда их тревожили, — вспоминает протоиерей.
Все закончилось ближе к часу ночи. К тому моменту на место крушения приехали пожарные, сотрудники МЧС и «скорые». Уцелевших пассажиров стали пересаживать на подъехавший поезд Петербург — Самара. К трем часам они оказались в
Отец Александр простился со своими спутниками и, несмотря на поздний час, сразу поехал в храм — отслужить панихиду по погибшим и молебен о здравии выживших.
Ян Бобровский, 20 лет, футболист «Зенита», ехал в первом вагоне
Ян Бобровский — профессиональный футболист. В 17 лет он стал чемпионом Европы среди юношей. Последние два года играет за молодежный состав «Зенита». На «Невском экспрессе» Ян возвращался в «Зенит» с отдыха вместе с одноклубниками Александром Петровым и Олегом Шалаевым. Ян смотрел телевизор,
— Первое впечатление: воздушный удар в окно, примерно как от проносящегося навстречу на большой скорости поезда, только раз в пять сильнее. Даже странно, что окно выдержало такой мощный удар. Потом вагон начало бросать влево и вправо, вниз и вверх. Я даже успел мысленно приготовиться к тому, что сейчас нас скинет с рельсов и мы покатимся. Скорость была очень большой. Но остановился поезд довольно плавно, — рассказывает Ян.
О том, что произошло, пассажиры узнали не сразу. Никаких сообщений от начальника поезда по внутреннему радио не поступало. Люди долго переговаривались между собой, строя догадки о случившемся. Затем в вагоне погас свет.
— Я смотрел в окно, пытаясь разглядеть конец поезда, как вдруг к нам зашла проводница, — вспоминает Ян. — Она рассказала, что в последних вагонах есть жертвы и, по всей видимости, мы будем стоять долго. Потом она спросила, есть ли в вагоне медики и есть ли у
Никаких бинтов у пассажиров с собой не оказалось. Тогда они решили, что пострадавшим могут пригодиться чистые скатерти. Ян собрал их со всего вагона. Идти по насыпи целый километр в полной темноте было непросто. Ян постоянно спотыкался и терял равновесие. Наконец, он увидел место катастрофы: впереди замаячили силуэты отсоединившихся вагонов и отблески огней от карманных фонариков.
— Я нашел проводника и передал ему стопку скатертей. В этот момент по параллельным путям к этому месту подогнали поезд Самара —
Редакция газеты «
Свидетельства. Совпадения. Рок
Пишут блогеры
Пользователь «ЖЖ» paltus_nk рассказал о своих ощущениях в первые минуты после аварии: «Я не профессионал, но конструкция вагонов поражает. Все сиденья,
Для блогерши Панкакись происшедшее обернулось исполнением давнего желания. Она смогла наконец прокатиться на новом поезде «Сапсан», но не предполагала, что такой ценой: «У нас очень хорошие люди все же. Те, кто носил воду и одеяла к вагонам. Те, кто успокаивал паникующих. Проводницы „Питера — Самары“, которые
А пользовательница «ЖЖ»