На жителей российских городов накатила очередная волна коммунальных мошенничеств. Злоумышленники начали масштабную обработку населения, принуждая его к замене автоматов в электрощитках. Делается это разными способами, в том числе и криминальными.
Мошенники не оставляют россиян в покое и едва ли не каждый месяц придумывают новые способы отъема денег у населения. Лето 2022 года многим запомнится резко возросшей активностью «электриков», которые буквально терроризируют жителей Москвы, Тулы, Перми, Екатеринбурга, Калининграда и других крупных городов.
Действуют злоумышленники по одному сценарию. На первом этапе гражданам массово рассылаются «письма счастья». По оформлению они похожи на те, что мы регулярно получаем в виде квитанций за электроэнергию. В письмах говорится о том, что в ходе якобы проведенной проверки электрического щитка абонента специалистами были обнаружены неисправные автоматы, требующие незамедлительной замены. Ниже указываются контактные телефоны и даются рекомендации по дальнейшим действиям. Их смысл сводится к тому, что с электричеством шутки плохи, а бездействие может обернуться возгоранием проводки, пожаром и выходом из строя бытовых электроприборов. Вывод для тех, кто не понял: чем быстрее абонент позвонит по указанному телефону и закажет себе замену автоматов, тем ему будет лучше.
А дальше «электрик» быстро приезжает со своими проводами и автоматами, меняет их за 10-15 минут, за работу берет несколько тысяч рублей. Суммы разнятся от региона к региону — от 5 до 20 тысяч.
Как не попасть в цепкие лапы мошенников? Самое простое — игнорировать «письма счастья». Ведь если человек позвонит по указанному в листовке номеру с уточняющими вопросами, уклониться от «ненавязчивого сервиса» будет очень сложно.
Именно так жертвой жуликов стала московская пенсионерка Анна Владимировна. Далекая от вопросов электробезопасности бывшая учительница начальных классов хотела уточнить сроки замены автоматов. Поинтересовалась, можно ли подождать полторы недели, когда из отпуска вернется сын. Разумеется, мошенники заверили, что промедление смерти подобно. Женщина решила посоветоваться с соседом по лестничной клетке, который со дня на день возвращается с дачи. Но по странному стечению обстоятельств уже следующей ночью в электрощитке случилось возгорание, повредившее проводку...
Вариантов не осталось, напуганной москвичке пришлось соглашаться на срочную замену. Счет за «услугу» составил 15 тысяч рублей. И это далеко не рекорд. С 90-летней пенсионерки Клавдии Лаврентьевны из Екатеринбурга лжеэлектрики не постеснялись взять 30 тысяч рублей за замену двух автоматов и еще 10 тысяч — за несколько метров провода.
Активность мошенников в столице достигла таких масштабов, что Мосэнергосбыту пришлось выступить с официальным заявлением: никаких предписаний о замене автоматов населению организация не рассылает, а соответствующие услуги оказывает только на основании официально зарегистрированных заявок. Любые другие действия — это чистой воды навязывание услуг.
«Действия мошенников рассчитаны на низкий уровень технической грамотности населения, — уверяет инженер по технике безопасности Владимир Фролов. — Для многих приборов и устройств действительно существуют нормативные сроки поверки и замены, как, например, для водосчетчиков. Но электрических автоматов это не касается». По его словам, у них есть только два состояния: либо работает, либо нет. И если устройство было изготовлено из качественных комплектующих, то оно может без проблем прослужить хоть полвека. А все требования замены автоматов по каким-то там «гарантийным срокам» можно смело игнорировать.
Кстати, знаете, чем закончилась история Анны Владимировны? Вернувшийся с дачи сосед оценил «мастерство» лжеэлектриков, раскрутивших пенсионерку на установку десятка китайских автоматов, каждому из которых красная цена — рублей 200. А чтобы подобное никогда не повторилось, соседи решили установить рядом с лифтом металлическую тамбурную дверь с видеодомофоном. Тоже траты, но хотя бы понятно, за что...