
Лаванда — символ Крыма. Как раз сейчас крымские предгорья покрыты сиреневым цветом лавандовых плантаций. Тысячи людей специально едут сюда, чтобы насладиться чудесным видом и сделать романтичные фото. Надо спешить: еще неделя-две — и фермеры начнут косить лаванду для производства уникального и дорогого эфирного масла.
Крупнейшее и самое фотогеничное поле расположено под Бахчисараем, в селе Тургеневка. Его видно с трассы «Таврида». Здешние лавандовые фотосессии пользуются неизменной популярностью. Причем в любое время суток — днем, на рассвете, на закате, даже ночью. Еще нынешней весной сюда можно было заехать свободно. Однако сейчас агрофирма «Тургеневская» начала брать деньги за вход: 300 рублей с человека. Бесплатно пускают детей, пенсионеров и инвалидов, а также жителей Бахчисарайского района.
«Мы не собирались вводить плату. Однако началось варварство: туристы лаванду рвут, топчут, давят колесами, выкапывают кустами, — объясняет Алексей Мишин, руководитель „Тургеневской“. — Пришлось пойти на платный вход. Деньги пойдут на обустройство инфраструктуры. Сделаем ресторан, площадки для торговли фермерскими продуктами. Организуем туалеты и парковки...»
За одну неделю с момента введения платы — больше 10 тысяч посетителей плантаций. Все чаще едут большие тургруппы. Пожалуй, единственные, кто протестует против ввода платы, — симферопольские и севастопольские фотографы, проводящие на окрестных полях недешевые частные съемки. Теперь им придется делиться?
Кайф летнего Крыма — где-нибудь на проселочной дороге пристроиться за тракторной тележкой со свежескошенной лавандой. Сбрасываешь скорость, открываешь все окна автомобиля и буквально плывешь в потоках аромата!
Трактора везут сырье на эфиромасличные заводы. Кроме масла там производится гидролат лаванды — продукт пароводяной дистилляции листьев и цветков, в просторечии называемый «цветочная вода». Несмотря на западные санкции, крымское лавандовое масло пользуется спросом даже больше, чем болгарское и французское. Например, Франция в основном выращивает гибрид — лавандин, который дает гораздо больше эфирных масел, но из-за высокого содержания камфоры они грубее пахнут.
В советское время лавандовые поля Крыма занимали 10 тысяч гектаров. «Сейчас всего тысяча с небольшим, — констатирует министр сельского хозяйства РК Андрей Рюмшин. — Задача на ближайшую пятилетку — увеличить площади в пять раз. Потребность внутреннего потребления эфирных масел в РФ огромная».
На самом деле нынешние 1113 гектаров — это общий объем посадок крымских эфиромасличных культур, розы, лаванды, мускатного шалфея и кориандра. Это мало. По всему полуострову есть земли, не востребованные для традиционных культур, но вполне пригодные для эфироносов. Особенно если учесть перекрытый Украиной Северо-Крымский канал. Без днепровской воды овощи на северо-западе республики не посадишь, а лаванда растет прекрасно.
Кстати, под занавес Советского Союза основными налогоплательщиками Крымской АССР считались производители эфирных масел. Каждый сезон здесь выпускали до 100 тонн лавандового масла, что составляло 60% общесоюзного объема. Крым давал половину шалфейного масла страны и треть всего отечественного масла розы. Даже если восстановить лишь часть этого производства, крымские села буквально воскреснут.
Между тем в России сложилась странная ситуация. Эфироносы почему-то вообще не вошли в перечень сельскохозяйственных культур, получающих господдержку. «Мы обращаемся в федеральный центр, заручились поддержкой депутатов и сенаторов, чтобы включиться в финансирование. Но Министерство финансов РФ пока не видит смысла в этом. Думаю, в течение года вопрос добьем. Пока респуб-лика ежегодно выделяет из своего бюджета 20-25 млн рублей производителям эфироносов», — пояснил министр Рюмшин.
P.S. Полицейские задержали 27-летнюю даму, укравшую урожай лаванды у своих родственников. Злодейка продала 2,5 тонны свежескошенных цветов и сбежала в Санкт-Петербург. Подозреваемой грозит до шести лет лишения свободы...