Несмотря на вердикт Мещанского суда Москвы, "дело олигарха" (в массовом сознании оно ассоциируется в основном с именем Ходорковского) рано считать окончательно завершенным. Адвокаты осужденных заявили, что обжалуют приговор в вышестоящих судебных инстанциях - от Мосгорсуда до Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Чем все это закончится, покажет время. А пока, если приговор останется в силе, людям хочется знать: где и как будет отбывать уголовное наказание один из богатейших людей "постприватизационной" России?
На эту тему можно рассуждать сколько угодно. Но уже сегодня ясно, если и придется Ходорковскому оказаться в колонии, то слесарем или истопником, как генерал-полковник Юрий Чурбанов, зять генсека ЦК КПСС, он на зоне не будет. Не станет и сколачивать тарные ящики, как осужденный в свое время юрист Дмитрий Якубовский. Не потому, что не захочет, а потому, что не умеет.
Опыт тюремных поколений показал: коль скоро оказался в местах не столь отдаленных, то лучше коротать время за каким-нибудь занятием. Сегодня в любой нашей колонии благодаря вступлению России в Совет Европы и значительной гуманизации карательной политики и практики можно заниматься художественным творчеством: играть в тюремном театре, ваять из хлебного мякиша любые фигуры, вплоть до карикатур на начальника колонии...
Итак, куда же может быть отправлен после окончательного приговора суда Михаил Ходорковский? В советское время преступников, занимавших государственные должности, работавших в правоохранительных органах, возглавлявших крупные предприятия и учреждения, отправляли в так называемые "красные" колонии. Одной из самых знаменитых была и остается нижнетагильская ИК-13, история которой насчитывает почти 60 лет.
Мне довелось в качестве журналиста дважды побывать там. Поэтому с полной ответственностью заявляю: здесь сидеть можно, хотя лучше, понятно, нигде не сидеть. Ничего общего с обычной зоной эта колония не имеет. В силу прежнего социального и служебного положения здешний как минимум среднеобразованный спецконтингент на людях не матерится, у него нет татуировок на теле и желания противостоять тюремной администрации. В Советском Союзе аналогичные колонии были наперечет.
Конечно, Михаила Ходорковского не сошлют на Колыму. И он, безусловно, в силу свершившейся гуманизации исполнения наказаний не будет в заключении испытывать неудобства рядового уголовника.
В какую бы колонию общего режима олигарха ни направили, он обязательно окажется под пристальным вниманием отечественных и зарубежных правозащитников. А значит, Михаила Ходорковского просто так в обиду не дадут. К тому же нынешние условия колонии общего режима почти курортные: будешь вести себя тихо - пойдут и передачки с воли, и свидания, и засветит реальная надежда на условно-досрочное освобождение...
Ну а если заскучает энергичный "нефтяник" от безделья - к его услугам в той же нижнетагильской колонии для спецэлиты есть неплохое профтехучилище, где олигарх может получить нормальную рабочую профессию: слесаря-ремонтника, столяра, плавильщика. Среди милицейских и руководящих преступников мало кто мог что-то делать своими руками. Но руководство 13-й спецколонии и этот момент предусмотрело: здесь есть специалисты, которые, допустим, из известных адвокатов делают нормальных слесарей, а из того же всемогущего в советские времена зятя генсека - истопника.
Не вдаваясь в гипотетические и пока не вполне корректные рассуждения по поводу тюремного будущего одного из главных "маяков российского бизнеса", смею предположить, что оно по меньшей мере не будет изнурительным. А если Михаил Ходорковский выполнит свое намерение, как он обещал в последнем слове на суде, создать специальный фонд в поддержку российских заключенных, то нет сомнения, что скоро VIP-персонам в тюрьме будет и вовсе комфортнее - насколько это возможно в зоне отбывания наказания, а не в зоне отдыха.