Без бумажки, но - водитель
Большинство обладателей железных коней считают, что водительское удостоверение нужно, чтобы показывать его дорожным инспекторам, а не для подтверждения умения водить машину по нашим дорогам. Но если ты умеешь предугадывать, в каких случаях перед твоим капотом взмахнут полосатым жезлом, то можно и не иметь этого заветного документа. Не верите? Вот рассказ Владимира, владельца "Жигулей":
- Отцовскую машину я оседлал через месяц после покупки. Сам он ездил слабо. Меня же поднатаскал трогаться, чтобы мотор не заглох, переключать скорости, поворачивать. А как не попадаться на глаза гаишникам, я и сам знал. Продержался 8 лет. Останавливали меня несколько раз. Иногда убалтывал инспектора, порой отстегивал ему энную сумму. И лишь один поступил по закону: отстранил меня от вождения, а машину отправил на гаишную стоянку. Только тогда мне пришлось экстерном сдать теорию и вождение. Теперь езжу с правами, но все равно их проверяют редко.
У меня на даче живет дедок. Он в жизни не имел водительского удостоверения, но каждый летний сезон ездит из города на дачу, и хоть бы хны.
- Сам Володя (фамилию он называть не захотел) водит не ахти как. Каждые полгода он попадает в ДТП, но считает себя чуть ли не асом.
Ему бы послушать майора милиции, сотрудника столичного УГИБДД Игоря КОЛОСКОВА:
- Да, не всех водителей, кто ездит без прав, наши инспекторы способны отловить. Но скоро положение изменится. На месте Володи я бы срочно походил в хорошую школу экстремального или безаварийного вождения. Так надо бы делать и всем получающим права. Автошколы до сих пор пользуются старыми правилами обучения. В них мало практических занятий, не говоря о том, что водить по городу кандидатов учат мало. Не показывают на практике и как действовать в предаварийных ситуациях. Правильно трогаться с места - это еще первый шажок к мастерству.
Кто сдает, кто принимает
Чтобы описать все приемы, как люди получают липовые удостоверения, не хватит и трех выпусков АВТОномии. Приведу здесь только один рассказ нашей читательницы Оксаны И.:
"Когда я проездила с инструктором часов 20 за рулем, то поняла, что это страшно мало. Но наставник воодушевил: к экзаменам готова, гони 400 долларов. Это сверх того, что я платила за обучение. Деньги, как я поняла, пойдут гаишникам, которые будут принимать экзамены. Пришла в назначенный час. Теорию сдала на отлично - все билеты знала назубок. Началось вождение на площадке. Машина с двойным управлением - два руля, шесть педалей. Села на место водителя. Принимающий говорит: "Положи руки на руль, ноги засунь под сиденье и ничего не трогай". Так мы проехали между преградами, потом запарковались задом и заехали на эстакаду. Потом проехали квартал по городским улицам. Я не вела машину ни секунды. Но права получила! Сейчас учусь ездить снова".
Научи инструктора!
Советы мастера спорта Андрея Пекорина по выбору наставника:
- Если вы пришли к инструктору, попросите его сесть с ним в машину и послушайте, что он скажет. Если он посоветует отрегулировать сиденье так, чтобы вам было удобно, спросите: а как это сделать? Чаще всего вам покажут рычаги, которыми двигается сиденье, но этого мало. Значит, инструктор не знает, как правильно садиться, чтобы вести авто. Не связывайтесь с ним.
- Чтобы правильно отрегулировать сиденье, нужными рычагами добейтесь, чтобы вся бедренная часть умещалась на подушке. Ноги в коленях не должны быть согнуты, иначе они будут дрожать. Тогда поднимите сиденье вверх или подложите подушку. Пятая точка должна плотно прижиматься к подушке. Движением сиденья взад-вперед добейтесь, чтобы стопы без сгибания колен и напряга тазобедренного сустава свободно выжимали на педали, причем акселератор выжимается без отрыва пятки от пола. Угол между бедром и голенью - 95 - 140 градусов. Дальше займитесь наклоном спинки кресла и положением рук на руле. Это описано во многих инструкциях, а хороший инструктор должен знать их назубок.
Стоит подумать
По количеству жертв ДТП Россия занимает первое место в мире. Ее опережает только Китай, где в авариях погибает около 89 тыс. человек в год. Но в процентном соотношении на 1,3 млрд. китайцев против наших 140 млн. они сильно от нас отстают. Германия с населением 82 млн. в 2006 году потеряла в ДТП 5 тыс. человек. Основная причина аварий - нарушение ПДД по вине водителей (82 проц. от общего числа). Самый распространенный вид ПДД - наезд на пешеходов (40 проц.)
Как сейчас наказывают за отсутствие прав и другие бумажные нарушения
Нарушение Статья КоАП Штрафы Пункт правил
мин. макс.
Нарушение правил регистрации ТС всех видов, механизмов и установок 19.22 50 2.1.1
... для должностных лиц 19.22 100 300
... для юридических лиц 19.22 1000 3000
Управление ТС, не зарегистрированном в установленном порядке 12.1 50 2.1.1
Управление ТС, не прошедшим техосмотр 12.1 50 ~Осн/п. 2
Нечитаемый, нестандартный гос. номер 12.2 ч.1 50 Осн/п. 7.11
Управление ТС без гос. номера 12.2 ч.2 2500 или лишение прав на 1-3 мес. Осн/п. 2
Установка на ТС заведомо подложных гос. регистрационных знаков 12.2 ч.3 2500 или лишение прав на 1-3 мес. Осн/п. 2
... для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию 12.2 ч.3 15000 20000
... для юридических лиц 12.2 ч.3 400000 500000
Управление ТС с заведомо подложными гос. регистрационными знаками 12.2 ч.4 Лишение прав на 6-12 мес.
Управление ТС водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД (в том числе и полиса ОСАГО) 12.3 ч.1 50 2.1.1
Для грузопассажирских перевозок нет соотв. документов (лицензии, путевого листа, ТТН) 12.3 ч.2 50 2.1.1
Передача управления ТС лицу, не имеющему при себе документов на право управления им 12.3 ч.3 50 2.1.1
Управление ТС водителем, не имеющим прав (за исключением учебной езды) 12.7 ч.1 700 1000 2.1.1
Управление ТС водителем, лишенным права управления ТС 12.7 ч.2 1000 1500 2.1.1
Передача управления ТС лицу, не имеющему права управления ТС (за исключением учебной езды) или лишенному такого права 12.7 ч.3 300 800 2.1.1