В России продолжается активная работа по обсуждению поправок в Конституцию. Накануне президент РФ Владимир Путин внес в парламент поправки к законопроекту, которые, в частности, предусматривают упоминание в Основном законе Бога.
«Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность развития российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство», - говорится в поправке.
Что это означает?
Во вторник, 3 марта пресс-секретарь президента Дмитрий Песков по просьбе журналистов прокомментировал текст законопроекта и пояснил, какой смысл, согласно официальной версии Кремля, заложен в данной поправке.
Так, отвечая на вопрос, о каких именно предках идет речь, Песков заявил: «Наших с вами. Предков тех, кто живет в Российской Федерации».
На вопрос об идеалах официальный представитель Кремля ответил: «Наши общие. Это следует из текста».
Что же касается беспокойства о том, что Россия является светским государством, и не изменится ли данное положение с внесением в Конституцию поправки о Боге, пресс-секретарь главы государства подчеркнул: «Очевидно, что государство свой светский характер не теряет».
Неоднозначный детский вопрос
Помимо этого, Путин предложил закрепить в основном законе страны особое отношение к детям. «Дети являются важнейшим достоянием Российской Федерации. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим», — говорится в тексте предложенных им поправок.
Там же подчеркивается, что «государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения».
Однако против формулировки о «достоянии России» неожиданно выступила Русская православная церковь. Как заявил журналистам зампред синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков, священнослужители считают, что подобная поправка может стать юридическим фундаментом для внедрения в стране ювенальных технологий.
«Казалось бы, очень красивая формулировка. Но Россия – это государство, то есть дети могут быть объявлены достоянием государства. На самом деле это политтехнологический трюк», – сказал Щипков, добавив, что внедрение западных ювенальных технологий как раз и начинается с утверждения норм о том, что дети якобы принадлежат не семье, а государству.
«И за этой красивой фразой, что дети – достояние России, кроется тот самый трюк. То есть нам пытаются пропихнуть такую формулировку, а потом сказать: дети – это достояние государства, поэтому их можно отбирать у семьи», –полагает представитель РПЦ.
«Спорный» государствообразующий народ
Свое недовольство поправками выразили и представители еще одной религии, официально действующей на российской территории – ислама. В частности, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин раскритиковал положение о том, что русский язык является «языком государствообразующего народа, входящего в союз равноправных народов».
«Я не вижу положительных перспектив в отражении в Конституции понятия «государствообразующий народ» применительно к одной нации», - заявил по этому поводу Самигуллин. Также религиозный деятель отметил, что на территории современной России живут и многие другие коренные народы, и все они так или иначе внесли вклад в образование государства, сохранение границ и духовного суверенитета.
Ранее профильный комитет Госдумы поддержал президентскую поправку о статусе русского языка и праве народов страны на изучение родных языков.
Конфискация – самый эффективный способ борьбы с коррупцией
Внесло свою лепту в обсуждение Конституции и правоохранительное ведомство. Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин выступил с инициативой закрепить в основном законе положение о конфискации имущества у коррупционеров.
«Ведомство по-прежнему считает наиболее действенной мерой по сдерживанию коррупции применение конфискации имущества в качестве меры уголовного наказания, - заявила по этому поводу журналистам официальный представитель ведомства Светлана Петренко. – Это предложение могло бы быть закреплено в Конституции РФ, поправки к которой активно обсуждаются в обществе».
В качестве примера была приведена статистика 2019 года, согласно которой за счет конфискации удалось возместить государству 41% причиненного ущерба.
Идею вернуть в Уголовный кодекс конфискацию имущества в качестве основного наказания для лиц, осужденных по коррупционным статьям, Бастрыкин уже озвучивал в июле 2019-го. Тогда глава СКР отметил, что после признания конфискации дополнительным видом наказания судьи часто стали уклоняться от ее применения. Тем не менее, тогда инициатива не получила поддержки в Кремле.
Второе чтение конституционных поправок запланировано в Думе на 10 марта. Далее законодательные изменения должны одобрить Совет Федерации и как минимум две трети региональных заксобраний, после чего их окончательно утвердит своей подписью президент.