Впрочем, раньше него с недвусмысленным заявлением выступил полпред президента РФ в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, подчеркнувший, что вопрос о назначении премьера Чечни - исключительно в компетенции президента Чечни и парламента. А позиция руководства республики уже известна. "Уверен, - считает глава Народного собрания республики Дукваха Абдурахманов, - что предложение назначить председателем правительства Кадырова будет, безусловно, поддержано в республике".
Таким образом, сломана десятилетиями существовавшая традиция, когда первым лицом национального государственного образования назначался представитель местного этноса, но на роль второго лица в республике неизменно ставился русский - проводник политики центра, не обремененный тейповой и прочей зависимостью от местной руководящей элиты.
Вся власть в Чечне отныне будет в руках самих чеченцев, а вторым лицом в республике станет Рамзан Кадыров, пользующийся, как известно, особым благорасположением Москвы.
Один высокопоставленный чиновник в Чечне доверительно поведал мне любопытную историю. Власти Урус-Мартана обратились к президенту Алу Алханову с просьбой выделить средства на строительство новой городской больницы. И получили официальный ответ: строительство невозможно из-за отсутствия средств. Но когда с этой же просьбой пошли к Рамзану Кадырову, никаких проблем не возникло. На следующий же день на отведенную площадку пришли бульдозеры и другая строительная техника.
Вместе с тем не могут не настораживать другие процессы, происходящие сегодня в светской, как сказано в местной конституции, республике. Здесь насаждается шариат, в школах вводится изучение Корана, запрещено спиртное, проверяются мобильники, по которым замужние женщины вроде бы шлют приветы своим бывшим ухажерам.
Но главное - ни сам Кадыров, ни руководство республики в целом практически ничего не делают для возвращения в Чечню русскоязычных беженцев, таких же, как чеченцы, коренных жителей республики.
Впрочем, такое отношение к "инородцам" характерно не только для Чечни. В единственной из северокавказских республик Ингушетии по инициативе президента Мурата Зязикова принята целевая программа по возвращению русских семей, вынужденно покинувших свою малую родину, которая в целом выполняется довольно успешно. Но и здесь находятся силы, намеревающиеся сорвать этот процесс. Согласно одной из версий, которую сейчас рассматривают в качестве основной, тесть президента Зязикова - 71-летний депутат парламента Магомед Чахкиев на днях был взят в заложники именно потому, что был одним из главных сторонников возвращения в Ингушетию этнических русских. Не случайно, что одновременно с его захватом в Сунженском районе, где компактно размещены возвратившиеся русские беженцы, на две семьи было совершенно бандитское нападение. В результате брошенных в окна гранат погибла беременная женщина и тяжело ранен житель станицы Троицкой.