ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ ИЛИ 500 РУБЛЕЙ
Вчера в отделении Пенсионного фонда по Татарстану с утра толпился народ. Пришли те, кто хочет отказаться от социальных услуг. Таких уже набралось 280 тысяч - почти три четверти всех льготников.
- Какой смысл держаться за соцпакет, если он пустой? - пожимает плечами Альфия Сибгатова. - У меня мама сердечница, а за весь год выписали бесплатно только валокордин.
- А мне четыре лекарства выписали, но в аптеке, куда прикреплена, не было ни одного, - добавляет пенсионерка Маршида Хаммадеева. - При этом в соседней, коммерческой, аптеке все есть. Так лучше я деньги возьму и куплю.
Много ли купишь на 500 рублей, положенных вместо пакета? Например, одному казанскому ребенку в этом году потребовались препараты на сумму 5,5 миллиона рублей, еще тысяче местных инвалидов - от 100 до 500 тысяч. В итоге 1 процент льготников Татарстана (1722 человека) потратил половину предусмотренных бюджетом средств. Понятно, остальным мало что осталось. Именно поэтому многие отказываются от соцпакета.
Накануне республиканский Минздрав обратился к людям с призывом хорошенько обдумать выбор. Привел случай с больными сахарным диабетом: они даже устроили голодовку, требуя вернуть им натуральные льготы, от которых сами же отказались. А начальник управления горздрава Казани Айрат Фаррахов рассказал назидательную историю: женщина отказалась от соцпакета, а потом обнаружилось тяжелое эндокринное заболевание, и ей только на обезболивающие препараты потребовалось 17 тысяч рублей...
Но, как видим, назидания не подействовали. Люди предпочли иметь в руках синицу, то есть деньги.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
В 2005 году, когда вышел 122-й закон, начались акции протеста. 80 процентов из 14,7 миллиона федеральных льготников - инвалиды, их никак не устраивали суммы компенсаций от 500 до 2000 рублей в месяц. Тогда правительство Фрадкова предложило соцпакет - набор льготных услуг, куда входили лекарства, проезд на электричке и даже санаторий. Стоимость пакета автоматически вычиталась из суммы положенных компенсаций. У всех, хотя не все могли воспользоваться льготами: кто-то не только не ездил электричкой, но вообще не выходил из дома. Не говоря уж про курорт, куда направлялись по предписанию врача.
Люди со всем мирились ради лекарств, но их как раз и не дождались. Потому что половина вчерашних льготников взяла деньги и вышла из страховой системы, которая построена по принципу "кассы взаимопомощи": здоровые платят за больных. Массовый отказ от соцпакета привел к кризису программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). К концу 2006 года "пирамида" затрещала по швам. Отделения Фонда обязательного медицинского страхования приняли к оплате лекарства на сумму 70 миллиардов рублей, а из госбюджета на покрытие расходов пришло 50 миллиардов. Поставщики перестали отгружать лекарства в долг. Руководителей фонда обвинили в злоупотреблениях и упекли за решетку, но больным это не помогло - они остались с рецептами на руках, но без препаратов.
Ведомство Зурабова за год шесть(!) раз меняло перечень лекарств, выписываемых в рамках программы ДЛО. Дорогие импортные препараты заменяли отечественными, сокращали список, экономили даже на рецептах (по одному в руки!). Больные гемофилией, с онкологией и другими тяжелыми недугами, которых всего 3 процента, "съели" 60 процентов средств, а остальным снова почти ничего не осталось. Например, льготникам Ставрополья в связи с изменением лимита бюджетного финансирования ФОМС уменьшил заявку вдвое - по 125 рублей на человека. Можно купить разве что пару пузырьков валокордина...
Губернаторы в панике: люди откажутся от соцпакета, но болеть не перестанут! И попадут в больницы, где лечение пока что бесплатное. Точнее, оплачивается из регионального бюджета, на который теперь и лягут все расходы.
Как ни парадоксально, федеральному центру "исход из соцпакета" выгоден. Ведь на компенсации требуется меньше денег, чем на "бесплатные" лекарства: выдали на руки по 500 рублей - и никакой головной боли. Может, к этому стремился Зурабов? Так что он ушел, а дело его живет. И теперь разбираться с тем, где брать деньги на лекарства, уже придется Татьяне Голиковой. Говорят, она все цифры толстенного федерального бюджета помнила наизусть, но тут, пожалуй, задачка потруднее будет.
В 2006 году 48 процентов федеральных льготников (всего их 14,7 миллиона) предпочли деньги вместо услуг, в 2007-м - уже больше половины (51 процент). В нынешнем, похоже, выход из соцпакета приобретет массовый характер. Например, в столице Марий Эл уже свыше 63 процентов льготников написали заявления об отказе, в Вологодской области - 60 процентов, а в Татарстане - уже 70! Причем президент Татарстана Минтимер Шаймиев высказал опасение, что количество "отказников" может вырасти до 80 процентов. А по всей стране? Результат станет известен недели через две. По нашим прогнозам, останется процентов 30 от нынешних 14 млн. льготников.