На экраны выходит комедия «Тополиный пух», ранее побывавшая в ранге фильма-открытия фестиваля «Горький fest» в Нижнем Новгороде. Зрители, говорят, проводили фильм аплодисментами, критики по большей части недоумевали и морщили носы. Перед выходом картины в прокат продюсеры «Тополиного пуха» решили устроить пышную премьеру в московском кинотеатре «Художественный», на которую пришел сильно поредевший ввиду летних отпусков кинобомонд. Среди приглашенной прессы оказался и обозреватель «Труда».
Фильм рассказывает историю 30-летнего неудачника Саши (Антон Лапенко), мечтавшего стать летчиком, летать по небу, носить красивую форму, влюблять в себя пылких девушек. Реальность оказалась более приземленной. Работает Саша охранником в провинциальном городке Верхнекамске (его роль «сыграл» живописный Таганрог на берегу Азовского моря). С женой Саша развелся, но по-прежнему делит квартиру с нею (Евгения Калинец) и ее новым нахрапистым мужем (Антон Васильев).
В припадке острой хандры Саша продает соседям свою комнату за 300 тысяч и первым делом: оплачивает услуги наемного киллера, который должен отправить его, то есть Сашу, на тот свет. Пока новый муж его экс-жены ищет и уговаривает престарелого киллера (Виталий Хаев) на мокрое дело, Саша, внезапно ставший обладателем больших для него денег, уходит в загул с компанией случайных забулдыг. Он одевает их и одевается сам, как они считают, по последнему писку моды, покупает пятилитровую бутыль виски и едет на конном экипаже в стриптиз-клуб. До рокового выстрела остаются считаные часы, а то и минуты, но встреча Саши с прекрасной незнакомкой (Аглая Тарасова) в сиреневом трико и колготках в сеточку отменяет его планы по досрочному уходу на тот свет...
Не правда ли, оригинальный сюжет, отмеченный актуальностью и неоспоримой жизненной правдой? За последние годы в российском кино сложился своеобразный образчик летней комедии — глуповатой, пошловатой, с экзотическим сюжетом, лишенным даже малейшей привязки к окружающей реальности. Наверное, по умолчанию предполагается, что расплавленные от летней жары мозги российских кинозрителей не в состоянии воспринимать ничего сколько-нибудь содержательного. «Тополиный пух» написан и снят именно в этой незатейливой стилистике.
Чтобы как-то скрасить убожество замысла, сорежиссеры фильма Артем Лемперт и Кирилл Клепалов разбили повествование на четыре главы. Каждая главка рассказывает, по сути, одну и ту же историю, но от лица нового персонажа. Такой прием в свое время принес мировое признание фильму «Расёмон» великого японца Акиры Куросавы. Видимо, он должен был придать хотя бы толику интеллектуализма и «Тополиному пуху». Но в данном случае прием работает слабо: он дополняет сюжет фильма незначительными подробностями, но не в силах придать объем одномерным характерам и надуманной, высосанной из пальца истории.
Отчасти выручают фильм динамичный монтаж, не оставляющий зрителям времени на раздумья, музыкальные хиты девяностых и нулевых, которые постоянно звучат в кадре (в том числе и собственно «Тополиный пух» в исполнении Андрея Григорьева-Аполлонова и группы «Иванушки International»), наконец, хорошие актеры, которые изо всех сил пытаются оживить мертворожденную сюжетную схему.
Не знаю, какими посулами, но авторам фильма удалось заполучить на съемки исполнителей первого ряда. Здесь в микроскопической роли мэра городка засветился Гоша Куценко. И если популярный актер и блогер Антон Лапенко играет, как обычно, тихого, незадачливого персонажа с грустными глазами, а Аглаю Тарасову в роли напористой авантюристки мы уже не раз видели, то Виталий Хаев в образе киллера-пенсионера в ряде сцен показывает образцы комедийной пластики. Сцены с ним и оставшимся на его попечении малолетним внучком получились действительно смешными.
Но в целом фильм, изобилующий погонями, мордобоем, туалетным юморком вперемежку с романтическими свиданиями на крыше стриптиз-клуба и прочими лирическими соплями, улетучивается из сознания сразу после просмотра. Как тот самый тополиный пух. Дунул ветер, прошел летний дождик — и от него не осталось и следа...