Многие не пережили 90-х
Найти комиссионный магазин в Москве непросто. В департаменте потребительского рынка и услуг сначала долго переключают телефон с одного отдела на другой, затем, найдя специалиста и перечислив адреса комиссионных магазинов, дают странные, на первый взгляд, напутствия: "Многие комиссионки закрываются - тяжело им выжить:" Смысл реплики стал понятен, когда корреспондент "Труда-7" начала звонить по телефонам этих самых магазинов. Большая часть из них оказались нерабочими: вместо комиссионки где-то - обычный магазин, где-то - квартира, а где-то просто не снимали трубку.
"Из 87 магазинов, которые когда-то входили в систему Москомиссионторга (объединение по приему и реализации вещей от населения. - "Труд-7"), сейчас остались только два: наш и "Мари" на улице Люсиновской. Остальные не пережили 90-х годов, когда предложение стало просто колоссальное: рынки, магазины, бутики. Как с ними конкурировать?" - объясняет директор комиссионного магазина "Воронцово" Анатолий Кузнецов.
В начале 2000-х в Москве, правда, были открыты и новые магазины, в том числе и по сбыту дорогих фирменных вещей. Сейчас в столице работает около 10 комиссионок.
В кризис о них вспомнили не только горожане, но и власти. Возможность возрождения комиссионных магазинов обсуждают в правительстве Москвы. Предполагается, что в случае необходимости в каждом округе может быть открыто как минимум по две комиссионки. Меры предусмотрены в "Антикризисной программе первоочередных мероприятий на потребительском рынке и услуг города Москвы". Однако будут ли они реализованы, пока неясно. С аналогичными инициативами выступают и власти других российских регионов, в частности Екатеринбурга.
Сдаете вещи? Займите очередь
Сейчас в комиссионных магазинах не просто оживление - там очереди. Правда, не из покупателей, а из продавцов: чтобы сдать товар, людям приходится ждать по несколько часов.
"Сдавать вещи в кризис действительно стали больше, - подтверждает Анатолий Кузнецов. - А вот желающих купить - гораздо меньше. Покупательская способность падает, это сразу видно".
Главное преимущество комиссионных магазинов по-прежнему в цене. Товары здесь более чем доступные: блузы и свитера от - 150 рублей, сапоги и туфли - от 500.
Правда, чтобы найти что-то подходящее, придется запастись терпением. "Никогда не знаешь, что найдешь. Я вот зашла себе посмотреть кофту, а купила ботинки мужу", - рассказывает пенсионерка Анна Максимова.
Среди посетителей - не только пенсионеры, но и те, чьи доходы ниже средних. Не видят ничего зазорного в походах по комиссионкам и вполне обеспеченные молодые женщины с детьми.
"Растет ребенок быстро, а сколько всего нужно! Только за первый год жизни приходится сменить до четырех комплектов одежды. А еще учтите, что мама в декретном отпуске и в семье один кормилец, - рассказывает директор магазина детских товаров "Комиссия Гарант" Елена Трифонова. - У нас ползунки можно взять за 15-20 рублей, в магазине самые дешевые стоят около 140 рублей. Комбинезон на весну в комиссионке стоит 300 рублей, в магазине - 1200-1300 рублей".
Те, кто сбывают вещи через комиссионные магазины, за деньгами часто и не гонятся - выгода невелика. "Просто жалко выбросить", - объясняет свой поход в комиссионку одна из посетительниц Татьяна. "Копейка рубль бережет", - добавляет ее приятельница Ксения.
"Все зарабатывают по-разному, - объясняет Анатолий Кузнецов. - Кто-то - пару сотен, а кто-то может получить и 20-30 тысяч рублей, если сдал много вещей или, допустим, дубленку, шубу. Вещи, сохранившие товарный вид, уходят быстро".
Цены на товар устанавливают владельцы, но часто - по согласованию с товароведами, которым проще оценить, за какую сумму он уйдет. Наценка магазина - 30-35%. Если за 20-25 дней товар не продан, магазин в праве провести уценку - на 15-30%. Если и после этого вещь не берут, цену вновь снижают. Вещи, которые не удается сбыть, возвращают владельцу. В дорогих комиссионках могут попросить оплатить хранение (5% от стоимости товара).
Dolce&GabBana за 3000 рублей
Кроме обычных комиссионок, где берут на реализацию буквально все подряд (одежду, посуду, бытовую технику, часы, статуэтки и т. п.), в Москве есть и элитные. Свой магазин предприниматель Наталья Синельникова называет "пятизвездочной комиссионкой". Во "Втором дыхании" принимают только фирменные вещи: Dolce&Gabbana, Versace, Valentino, Ferre, Chanel, Gucci, Brioni, Fendi, Escada, Hugo Boss.
Хотя вещи и поношенные, цены здесь отнюдь не бросовые: блузки - от 1500 рублей, плащи, пальто и куртки - от 5000 и выше.
На вопрос, кто сдает богатство, Наталья поясняет: "Конечно же, не сами жители Рублевки или Жуковки - приезжают их домработницы. Есть и артисты, которые часто меняют наряды".
У таких комиссионок своя аудитория: молодые девушки и женщины, для которых слово "бренд" имеет не последнее значение, но денег на новую "фирму" хватает не всегда.
Через интернет - бесплатно
Конкуренцию комиссионным магазинам составляют специализированные интернет-ресурсы (www.slando.ru, www.otdamdarom.ru, www.menyalshik.ru, www.nesi.ru и т.п.), на которых вещи продают за символическую цену или вовсе отдают бесплатно. Студент-ка Наталья - одна из постоянных посетительниц таких сайтов. Из последних ее приобретений - кожаная сумка Furla за 3000 рублей. Девушка говорит, что в магазине такая же стоит 15 000 рублей. Главная сложность при таких покупках - опередить других любителей халявы: если вещь действительно стоящая, ее заберут буквально через несколько часов.