- Вопрос о том, что же послужило причиной "залета" южнокорейского "Боинга -707" на территорию СССР в 1978 году - навигационная ошибка или какие-либо секретные замыслы, давно уже не дискутируется, - говорит Подберезный. - Напомню, что самолет южнокорейской авиакомпании "КАЛ-902" 20 апреля 1978 года в 13.30 парижского времени отправился из столицы Франции в Сеул через Анкоридж. Через пять часов после старта, летя строго в северо-западном направлении, "Боинг" вдруг изменяет курс и... поворачивает почти в противоположную сторону, на юго-восток, в направлении Кольского полуострова. В этом направлении он следует более 2400 км и наконец над Землей Франца Иосифа появляется на экранах советских РЛС.
- Может быть, он действительно заблудился?
- Если бы я не участвовал в расследовании инцидента, произошедшего через пять лет с "Боингом-747" той же самой южнокорейской авиакомпании "КАЛ" над нашим островом Сахалин, я бы, возможно, не спорил с вами. Но факты... И в том и в другом случае попытки наших частей ПВО связаться с экипажами залетевших самолетов на международной частоте ни к чему не привели. О том, почему в 1983 году не реагировал на эти сигналы Чун Еюн Ин - опытнейший командир "Боинга-747", к тому же шеф-пилот тогдашнего президента Кореи Чон Ду Хвана, мы уже никогда не узнаем. Он погиб. Что же касается командира "Боинга-707" Ким Чанг Кью, осуществившего, кстати, до этого более 70 рейсов в полярном регионе, и виртуозно посадившего подбитую машину в районе Мурманска, то он простодушно заявил, что "ничего не слышал". А ведь летчик советского Су-15, высланного для перехвата, капитан А. Босов в течение десяти (!) минут пытался обратить на себя внимание экипажа "Боинга", обходя его с обоих бортов и появляясь перед пилотской кабиной на рискованном расстоянии 50-100 метров. Это, кстати, подтвердили многие пассажиры "Боинга" при последующих с ними беседах.
- Итак, каков же ваш вывод о причинах столь странного поведения экипажа?
- Это не мой личный вывод. Это результат расследования происшествия компетентными органами. Вообще говоря, позднее командир корабля объяснял допущенное им изменение маршрута неполадками в навигационной системе. Однако ряд обстоятельств просто не поддается "навигационному" объяснению, даже если оборудование и вышло из строя. Судите сами. Самолет до рокового разворота направляется в сторону Гренландии, стоит ясная погода, солнце - впереди и слева, а после разворота вдруг оказывается сзади и справа. Лайнер полетел навстречу темноте, и это продолжалось в течение... трех часов вплоть до вторжения в советское воздушное пространство, в котором он и пребывал с 20 часов 05 минут до 22 часов 17 минут. Даже ребенку понятна разница между светом и темнотой.
- Но, допустим, приборы действительно врали...
- Были на руках наших расследователей достаточно веские доказательства того, что отклонения от маршрута - "домашняя заготовка". Цель вторжения легко объясняется, если учесть, что в районе Мурманска располагалась база советских подводных лодок. Не надо мобилизовывать мозговые усилия, чтобы понять: за всем этим просматривался живой интерес ЦРУ США.
- Боюсь, вас могут заподозрить в любви к стереотипам "холодной войны".
- Вы напрасно иронизируете. Надо же, но "совершенно случайно" именно в момент пролета "Боинга" в советском воздушном пространстве два американских разведывательных спутника "Феррет-Д" с международными регистрационными номерами 74085-3 и 78029-3, а также спутник "Ласп-14" под номером 78029-1 пролетели аж дважды над этим районом. Специалисты единодушны: без предварительной подготовки невозможно появление в ограниченный период времени над определенным районом сразу трех разведспутников. Дальше - больше. В районе нарушения в то же самое время находился американский разведывательный самолет "Орион", с полной нагрузкой работали станции перехвата США, расположенные в северной части Норвегии. Представитель норвежских военных кругов проговорился тогда агентству ЮПИ, что они "следили за самолетом, когда он проник на расстояние 200 миль в советское воздушное пространство". Одному Богу, наверное, известно, почему никто даже пальцем не пошевелил, чтобы ПРЕДУПРЕДИТЬ "БОИНГ" ОБ ОПАСНОСТИ.
- Вывод...
- Делайте его сами. Внимательно ознакомившись с официальными документами тех времен, я неожиданно обнаружил, что сценарий был написан еще в 1964 году в книге известного в Америке автора шпионских романов Дж. Карре "Зеркало для шпионов". Один из героев этой книги говорит: "Не каждый самолет может проникнуть в этот район. Это может быть только коммерческий авиалайнер, и никакой другой...". Так или иначе, но в результате инцидента над Кольским полуостровом ЦРУ получило ценнейшие сведения о советской системе ПВО (ведь за "Боингом" следили все РЛС, в том числе и те, которые должны были включаться только в случае войны). По сути, США тогда решили проблему глубокого проникновения в советское воздушное пространство. Идея провокации - использование ночного полета гражданского авиалайнера, якобы потерявшего ориентировку, реализовалась блестяще.
- З сентября исполняется 17 лет со дня события, из-за которого на долгие годы нашей стране стараниями США был прицеплен ярлык государства, попирающего международные законы. Имеется в виду инцидент с южнокорейским "Боингом-747", сбитым советским самолетом над Сахалином, когда погибло 269 человек. Этому печальному событию вы вместе с доктором юридических наук Юрием Малеевым посвятили книгу, которая шокировала тем, что изложенные в ней выводы относительно причин инцидента резко контрастировали с официальной версией. Говорят, что в ней даже содержатся сведения, наносящие вред интересам США, и что после ее появления в 1996 году в разных частях земного шара вас стали преследовать неприятности...
- И не однажды. Книга была переведена на английский и использовалась для служебных целей. Не сомневаюсь, экземпляр попал и в ЦРУ, в чем мне скоро пришлось убедиться. В 1998 году у меня возникли неожиданные проблемы в венском аэропорту, куда я прибыл по служебным адвокатским делам. Несмотря на то, что в моем паспорте стояла шенгенская виза, мною заинтересовались местные таможенники. Они предложили пройти в отдельную комнату, где аж пять представителей американского посольства в Австрии собирались задать г-ну Подберезному вопросы по поводу... известной вам книжки. Пришлось объяснить, что я готов к встрече, но лишь в присутствии не менее чем трех представителей моей делегации. Пререкания продолжались часа четыре, после чего американцы исчезли. Второй случай произошел в мае 1999 года в Греции. Я прилетел в Афины самолетом авиакомпании "Олимпик эрвайз" на отдых через день после прибытия туда группы туристов, в которую входили моя супруга и дочь. Задержали служебные дела в Москве. Каково же было мое удивление, когда представитель местной таможенной службы заявил, что мне запрещено пересекать границу. В его разговоре по-английски со стоящим рядом с ним господином я снова уловил знакомый мне мотив: речь опять зашла о фактах, изложенных в книге,- о сахалинском событии. Двое суток, ночуя на стульях афинского аэровокзала, я пытался отстоять свои права. Но не только не добился разрешения на воссоединение с семьей, она была уже в Греции, но и лишился своего багажа. Пришлось возвращаться домой. В тот же день я сделал запрос в греческий МИД. Ответ получил ... через 8 месяцев, к тому же невразумительный, ничего не объясняющий...
- И вы, юрист-международник, с этим смирились?
- Конечно, нет, но то, как я думаю распорядиться своим правом гражданина независимой страны, пусть останется моим профессиональным секретом.
- В деле с "Боингом", сбитым над Сахалином в 1983 году, много неясного. Якобы был найден черный ящик, который торжественно вручил во время своего визита в Сеул главе Южной Кореи Борис Ельцин. Но ящик оказался... пустым. Зная о том, что вы готовите к печати новую книгу о событиях 17-летней давности, не сомневаюсь - там будут и новые шокирующие подробности. Кстати, где вы их добываете и как будет называться книга?
- Больше всего подходит простое название: "А был ли ящик?" Что же касается источников информации... До поры до времени я бы не хотел об этом говорить. Единственное, в чем вас могу уверить, - источники и факты абсолютно точны.