В начале недели белорусская оппозиция, как и обещала, объявила общенациональную забастовку. Александр Лукашенко не принял предъявленный ему ультиматум — не оставил свой пост и не освободил политзаключенных. Официальный Минск заявляет о провале забастовки, но страна по-прежнему бурлит. Как долго продолжится это «раздвоение личности» и какой урок из происходящего может извлечь Россия?
Анатолий Вассерман, политический консультант
— То, что Лукашенко удержится в президентском кресле, понимают и самые ярые его противники. Общенациональной забастовки не получилось, белорусы в массе своей законопослушны и не хотят ввергать страну в хаос. Люди понимают, что потерять свою долю на мировом рынке легко, а завоевать ее обратно — невероятно трудно. Зато появилось понятие «белорусская забастовка». Это когда предприятие работает, а его руководство рассуждает о возможности и последствиях забастовки. Так заводы спасаются от визитов подстрекателей беспорядков. А Россия давно извлекла уроки из украинских событий и сейчас убедилась вновь: сжигать свой дом в угоду чужим интересам нельзя.
Андрей Окара, директор Центра восточноевропейских исследований
— Впервые на постсоветском пространстве протестуют рабочие, инженеры больших предприятий, тот самый «глубинный народ». Лукашенко нервничает и грозит, зачисляя несогласных в террористы. О метаниях в белорусских властных структурах говорит череда отставок и назначений. Внезапные перестановки будут продолжаться, но этим народ не успокоить. Кремль из белорусских событий урока не извлек, из всех зол выбрал худшее, сделав ставку на Лукашенко и объяснив протесты в соседней стране действиями таинственных «кукловодов».
Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета
— Ясно, что перед нами уходящий президент. Но его уход может растянуться на месяцы и обойтись белорусскому обществу очень дорого. А пока тупик для всех сторон. Но сила за протестующими, они показали готовность к длительному противостоянию. У Лукашенко времени меньше: после выборов в США Кремль переключится на Минск. Москве хочется интегрировать Белоруссию, но смущают мощные митинги. Батька явно не в состоянии потушить пожар. Один из ключевых уроков для Москвы: не разгонять массовые акции слишком жестоко, что мы и наблюдаем в Хабаровске.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Оппозиция никак не сдвинет Лукашенко, а он не в силах остановить протест. Страна в долгосрочном кризисе. Это понимают и в Минске, и в Москве. Кремль выжидает, его отношения с лидерами оппозиции испорчены. Есть два варианта дальнейшего развития событий. Первый: уход Лукашенко и переходное правительство. Второй: «пиночетовское» подавление протестов. Второй вариант хуже, но вероятнее.
Дмитрий Болкунец, политолог
— Общество отвергло Лукашенко, у Белоруссии с ним уже нет будущего. Протесты продолжаются и радикализируются. Александру Григорьевичу надо бы по-хорошему уйти из политики. Спокойная Белоруссия нужна и внешним игрокам: России, Западу, Китаю. В Москве, кажется, начали понимать, что Батька надеется заболтать конституционную реформу и уходить не собирается. Но Кремлю ни к чему буча у своих границ накануне парламентских выборов. А насчет уроков... По-моему, россияне поняли одно: Белоруссия — отдельная страна.