Главная Культура 00:11 30 Июня 2017 3240
Театр действительно начинается с вешалки

Показом-дефиле завершили учебу в ГИТИСе первые выпускники нового курса – художникипо сценическому костюму

Елена Широян

Феерический мини-спектакль «Леденец-Град» на музыку Римского-Корсакова, разыгранный вчерашними студентам и, увы, показанный лишь единожды, состоялся на сцене учебного театра ГИТИСа. Изысканные костюмы, выдержанные в суровой, холодной цветовой гамме, озарили льдистым сиянием историческое пространство первого московского небоскреба — дома Нирнзее в Гнездниковском переулке.

Элегантное здание увенчано керамическим рельефом одного из корифеев искусства сценографии — Александра Головина, что в данном случае символично. Для театралов это намоленное место, и оно как нельзя лучше подходит для сценических экспериментов. Когда-то, в пору Серебряного века, именно здесь, в подвале «тучереза», располагались легендарный театр-кабаре «Летучая мышь», цыганский театр «Ромэн», на этом же месте в 1924 году был открыт Театр сатиры. Дом не раз становился литературным персонажем (например, Булгаков изобразил его в «Дьяволиаде») и фоном для киносъемок — в эпоху становления российского кино и ближе к нашим дням. Так, на его крыше снималась лента «Сказки... сказки... сказки старого Арбата» и финальная сцена сериала «Место встречи изменить нельзя».

Без сомнения, учебный театр ГИТИСа — Российскогои нститута театрального искусства — впитал историческую память, которой пропитаны стены дома Нирнзее. Закономерно, что, выходя на финишную прямую к заветной «корочке», выпускники творческого вуза устроили праздник на сцене. Великолепное дефиле с элементами эстрадного шоу в овеянном славой доме эпохи модерна стало прелюдией к академическому событию — защите дипломов. Впрочем, ее вовсе не назовешь заурядной: это первый выпуск отделения по сценическому костюму ГИТИСа. Прославленный институт давно имеет в своей структуре факультет сценографии, но художников именно этого направления за всю свою долгую историю ГИТИС выпустил впервые.

Как пояснила обозревателю «Труда» худрук курса Виктория Хархалуп, идея устроить из театрализованного показа костюмов, созданных выпускниками, представление в оперном стиле принадлежит будущему режиссеру Софье Николаевой. На сцене был обыгран один из ключевых моментов оперы «Сказка о царе Салтане». Напомним, в финале персонажи оперы оказываются в граде Леденце, поразившем их чудесами: это и тридцать три богатыря под водительством Черномора, и белка с золотыми орехами, и Царевна-Лебедь. На основе эпизода, навеянного сказкой Пушкина, которой композитор дал мелодическую жизнь, и было выстроено эстрадное шоу. По замыслу его авторов, хрупкая субстанция, из которой выстроены стены воображаемого града Леденца, разлетелась на множество осколков, а студенты их собрали и выстроили заново. Поэтому одеяния персонажей вышли шуршащие и колкие: они словно склеены из кусочков разбитого стекла.

Характерно, что на сцене, при всем множестве артистов, невозможно было увидеть костюмы теплых оттенков цвета: изысканная колористическая гамма строилась на тонах, способных передать скорее блеск металла, от булата до злата. В это хладное сияние и плавное шествие вторгались фигуры из другого мира, тяготеющего к ХХ веку: в черном, во фраках, с изломанным ритмом движения, воплощающие «темные силы», которые непременно должны пасть в финале пушкинской сказки. Посредством костюма студенты стремились дать характеристику тех или других действующих лиц как классической оперы, так и созданного по ее мотивам современного вок-шоу.

К хрестоматийным словам Станиславского: «Театр начинается с вешалки», —выпускники факультета сценографии могли бы добавить: «...и костюма». А я бы добавила и такой вариант: разумеется, прав основатель МХТ, никто не отменит роль вешалки, но это скорее для зрителей. А вот со служебного входа — театр в самом деле начинается с плечиков в костюмерной!

Спектаклю сопутствовала выставка дипломных проектов на отделении сценического костюма ГИТИСа. Высочайшая сценическая культура, присущая знаменитому вузу, ощущается в обращении с материалом, который взяли за основу будущие сценографы-кутюрье. Изумительные наряды, придуманные ими, а нередко и получившие реальное измерение, в самом деле напоминают образцы haute couture — «высокой моды». Кстати, на театральном поприще в России и Европе работали многие выдающиеся художники — и станковисты, и модельеры. К этому предрасполагает синтетическая природа самого искусства театра.

Если вернуться к эпохе возведения дома Нирнзее, можно вспомнить театральные костюмы от неоклассиков Александра Головина, Льва Бакста или Александра Бенуа, но занимались сценографией и их идейные соперники. Упомянем хотя бы Александру Экстер и самого Малевича; еще одного «титана авангарда» — Владимира Татлина лишь театр спас от голодной смерти в сталинское время. Будем надеяться, что нынешним художникам-дебютантам не придется думать о подобной перспективе. Судя по работам дипломников, у них есть свобода выбора — и драматургического материала, и сценического воплощения. В этом убеждает разнообразие произведений, костюмы к которым демонстрировались на защите дипломов (выставка еще доступна по 6 июля). Здесь и отечественная опера, и немецкий романтизм, и древнегреческая трагедия. В макабрическом духе выполнены костюмы-трансформеры Кирилла Саленкова к мрачноватой сказке Гофмана «Крошка Цахес», им будто противостоят одеяния в стиле национального романтизма, которые придумала Валентина Черменина к «Пер Гюнту», а Анастасия Подпорина — к «Сказанию о граде Китеже».

Редкое везение выпало Татьяне Шульц: вчерашней студентке доверили постановку на «взрослой» сцене — спектакль «Троянки» по драме Еврипида в Симферополе. Но, несмотря на эффектность нарядов а-ля грек, как и на факт успешного дебюта, преподаватели не единодушны в оценке художественных решений выпускницы. Здесь очень строгий подход, от дипломников требуют и выразительности, и исторической точности, пояснила мне народный художник России, лауреат Госпремии РФ, академик Наталья Нестерова, много лет преподающая живопись на факультете сценографии ГИТИСа. В системе обучения заложено и знание основ ремесла художника, и изучение истории искусства, включая историю костюма, и формирование взыскательного вкуса, который не допустил бы никакой «попсы» либо салонной «красивости».

Помимо эскизов, выпускники представили немало воплощенных замыслов. Юные нимфы в иных фантазийных, смело скроенных платьях могли бы выйти на улицу, хоть и не затеряться в толпе. Зато в финале были явлены не только костюмы, но и перформанс. Оформляя сказку «Конек-Горбунок», Арина Иксанова применила необычные материалы, например, пластиковые трубы в хитроумной «маскировке», усилившие экспрессию сценического образа. Зрители ахнули, когда в аудиторию дерзко ворвались пестро наряженные персонажи спектакля, внося дух карнавальной культуры.

Впрочем, искусство — всегда «езда в незнаемое». Можно лишь пожелать, чтобы юным выпускникам ГИТИСа в этом путешествии не пришлось слишком резко тормозить.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7161
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?