Главная Культура 13:03 27 Декабря 2022 4100
Девушки, не садитесь на мотоциклы к Демонам

В новом спектакле Большого театра композитор Антон Рубинштейн задал режиссеру Владиславу Наставшеву непосильную задачу

Сергей Бирюков
Андрею Потатурину пришлось осваивать дуэт с… мотоциклом. Фото Дамира Юсупова предоставлено пресс-службой театра

Первая мысль при известии о том, что Большой театр ставит «Демона» Антона Рубинштейна: наконец-то – ведь несправедливо, что одно из основополагающих произведений русской оперы (больше десяти постановок только в ГАБТе) свыше 60 лет отчуждено от этой сцены. Мысль вторая: смогут ли постановщики и исполнители преодолеть все подводные камни этого сюжета и партитуры – донести сквозь почти полное отсутствие драматической интриги глубинный лирический и философский смысл произведения?

Орешек действительно крепкий – вспомним, что самое первое исполнение «Демона» в Мариинском театре в 1875 году отнюдь не было триумфом. При всем авторитете Рубинштейна, уже имевшего в портфеле множество произведений, в том числе оперы, с успехом шедшие в Европе. Разочарованный Чайковский – заметим, недавний ученик Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории (кстати, Антоном Григорьевичем и основанной) – даже ушел с представления. Правда, впоследствии его оценка этой музыки смягчилась...

Основания для критики были и остались. Особенно первые сцены оперы могут создать впечатление скорее не театрального произведения, а оратории с очень красивыми, но несколько статичными хорами и сольными партиями. Но уже в начале второго действия – сцене пира у отца Тамары князя Гудала – невозможно противостоять обаянию, а то и просто захватывающему темпераменту танцев (без которых, думается, не было бы и легендарных Половецких плясок Бородина). Что говорить о таких хитах, как пронзительно-трогательная ария Тамары «Ночь тепла», космически-полетная мелодия Демона «На воздушном океане»…

Именно по такой траектории и шло мое восприятие исполнения на Новой сцене Большого театра: от «допустим» до «очень хорошо». Крепкая рука одного из самых известных сегодня российских дирижеров Артема Абашева уверенно вела ансамбль музыкантов, давая прорисоваться и крупным оркестровым мазкам, и плетению сольных инструментальных партий, и полифонии хоров (хормейстер Валерий Борисов). А с такими солистами, как баритон Андрей Потатурин (Демон) или тенор Бехзод Давронов (Синодал), можно уверенно браться за строительство музыкального здания любой сложности.

Особенно приятно отметить отличный вокал совсем молодых исполнительниц – сопрано Светланы Лачиной (Тамара) и меццо-сопрано Алины Черташ (Ангел, Няня Тамары), только в нынешнем году ставших солистками Большого. И это я рассказываю лишь об одном из нескольких составов, подготовленных театром к нынешней премьере.

Вот только одно «но». Точнее, два.

После спектакля я разыскал в интернете видео «Демона» 2015 года в Зале имени Чайковского, где в полуконцертной версии дирижера Михаила Татарникова, ГАСО имени Светланова и режиссера Дмитрия Бертмана главной парой исполнителей были Дмитрий Хворостовский и Асмик Григорян. И испытал не просто восхищение – был захвачен, и не со второй картины, а с первого явления Дмитрия публике. Не только музыкантским ведением партии, но – в первую очередь – грандиозным эмоциональным, духовным посылом. Как у него, так и у Асмик. Это была потрясающая драма любви, сочувствия, обреченности, а не просто добротно отпетый спектакль.

Почему же тогда вышло так, а сейчас иначе? Конечно, у всякого артиста свой уровень таланта и мастерства, хотя справедливость требует напомнить и о том, что бОльшая часть нынешних исполнителей еще только набирают необходимый для столь сложных задач сценический опыт. Однако сказалось, похоже, и второе «но»: полуконцертная версия создала гораздо более органичную «среду» для оперы ораториального плана, чем полностью сценический вариант. Особенно такой, какой придумал на сей раз режиссер из Риги Владислав Наставшев. У этого постановщика были три достаточно удачные работы в Большом театре, из которых особенно запомнились «Искатели жемчуга» Бизе с их практически полным отсутствием декораций и действия, что компенсировалось крайне выразительной пластикой актеров и хоровых линий. Но прием, работающий на Камерной сцене, перестает быть эффективным на большой. Может быть, не лишено некоторого остроумия перенесение действия в театральный зал, как в зеркале копирующий тот, в котором сидим мы (декорации – тоже Наставшева, как и костюмы, которые он делал совместно с Майей Майер). С шекспировских времен известно: весь мир – театр, хотя мысль эта уже вполне стала трюизмом, и вернуть ей свежесть может только очень яркое постановочное решение.

Увы, такового явлено не было. Наставшев напомнил мне какого-нибудь участника фестиваля молодых оперных режиссеров «Нано-опера», которому после успешной постановки 10-минутного номера сразу предложили ставить многофигурный полнометражный спектакль. И идей элементарно не хватило. Потому что замена ангелов на билетерш, а хора девушек или путников на театральную публику работает только первые несколько минут, после которых хочется спросить – «ну и что?». А ничего – кроме назойливо сомнамбулических движений этих ангелов или периодического прокатывания Демона через зал на мотоцикле. Который не только страшно надоедает под конец, но еще и путает сцены до бессмыслицы. Например, Тамара начинает петь свое «Ночь тепла» не в одиночестве, как по сюжету, а уже задрав ногу (явно не без труда – байк здоровенный) на сидение позади Демона. Т.е. она уже «его», отчего драматургически провисает последующий большой, музыкально замечательный дуэт, где героиня до последнего борется с искусителем, победившим ее только мертвой, но этот трагический момент совершенно теряется в режиссуре Наставшева. Более того, когда Демон отпел свои заключительные проклятия и таки уехал, девушка отряхивается и идет кланяться публике! Т.е.все виденное нами – действительно лишь театральный спектакль? Правда, тут же шквал букетов от ангелов-билетерш хоронит ее под собой – «слава губит», хочет сказать нам постановщик?

Сцена и успех – вот, внушает нам режиссер, искусители опаснее, чем Демон (Светлана Лачина в роли Тамары)

Да, но если лишь в том финальный смысл «Демона» Наставшева – произведения, у Лермонтова и Рубинштейна говорящего о вселенской борьбе добра и зла как вне, так и внутри нас – то он режиссером страшно усечен. Так и хочется спросить его героя, перефразируя другую оперу, прокофьевскую «Любовь к трем апельсинам»: ты Демон настоящий или театральный?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9488
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7186
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?