«Предприниматели — это не те, кто привык опускать руки. Мы вышли с инициативой создания тысячи новых частных несырьевых производств — заводов «Деловой России», — заявил на встрече с президентом Владимиром Путиным сопредседатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Репик. Встреча была посвящена мерам по улучшению делового климата в стране, и представитель среднего и малого бизнеса высказал главе государства целый ряд предложений.
Первое — решить вопросы доступного финансирования строительства новых заводов путем «мобилизации внутреннего капитала, средств российских инвесторов, рантье». Как резонно заметил Алексей Репик, вместо того чтобы вкладывать свободные средства в облигации Соединенных Штатов Америки с низкой доходностью или размещать практически под нулевые ставки на депозитах в зарубежных банках, «Деловая Россия» может предложить российским инвесторам «хорошую программу вложения капиталов» — строительства той самой тысячи новых заводов. Но нужен стимул, нужны льготы. «Если бы на новый конкурентоспособный несырьевой бизнес, на новые заводы распространить те меры, которые уже придуманы и разработаны, например для территорий опережающего развития или особых экономических зон, это уже сильно повысит привлекательность инвестиций», — заявил Репик.
Он напомнил и об отсутствии в стране закона о промышленной политике, который «Деловая Россия» почти 10 лет «пыталась толкнуть вперед, вот-вот он уже в Думе». А в том законопроекте «есть очень важная для нас статья о неухудшении условий для инвесторов, которые будут вкладывать средства в строительство новых несырьевых заводов: если она там сохранится, если закон пройдет, то мы тоже вздохнем с облегчением».
Что же в сухом остатке? Поразительная в своей откровенности идея: для реализации программы «Деловая Россия» предлагает как минимум покрыть страну сетью особых экономических и офшорных зон, в которых нынче только и можно развивать несырьевую экономику. Потому что без этого, в обычных условиях, любой бизнес в России почему-то быстро хиреет. И наоборот — быстро расцветает на зарубежной офшорной почве, с которой российские отечественные налоговики тоже хотят собирать богатый урожай.
В российскую Госдуму уже внесен готовившийся Минфином весь последний год антиофшорный законопроект о контролируемых иностранных компаниях. Цель его в том, чтобы налоговые платежи по доходам компаний, которые зарегистрированы в офшорах, но на самом деле принадлежат российскому собственнику, поступали в российскую казну. При этом новый закон не намерен запрещать россиянам заниматься бизнесом в других государствах. Лишь бы налоги платили дома — по российским ставкам и правилам.
Причем законопроект предлагает перевести российский офшорный бизнес на «налоговое самообслуживание»: о наличии у них зарубежных компаний российские организации и граждане будут обязаны сообщать сами — подачей уведомления в российский налоговый орган. Декларировать и подтверждать зарубежную прибыль также придется самим налогоплательщикам. Определены и штрафы за неуплату или неполную уплату налогов от таких компаний — 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тысяч рублей. За непредоставление сведений — тоже штраф 100 тысяч рублей по каждой «утаенной» компании. Кроме того, сохраняется уже существующая в УК уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Новые правила владения зарубежным бизнесом категорически не нравятся предпринимательскому сообществу. Но разногласия у налоговиков и бизнесменов не концептуальные, а вполне конкретные, по деталям, в которых, как известно, всегда прячется хозяин преисподней. Целый год длившиеся переговоры экспертов Минфина и Российского союза промышленников и предпринимателей не привели к успеху. Предполагается, что закон будет принят парламентом в революционно краткие сроки и вступит в силу с 2015 года. Однако новая ответственность за неуплату налогов в 2015-2017 годах применяться не будет, что фактически означает двухлетнюю налоговую амнистию.
В кулуарах Минфина и правительства говорят, что жесткий закон, направленный на деофшоризацию российского бизнеса, вынудит предпринимателей переносить свою деятельность на родину — вместе с рабочими местами и налоговыми доходами. «Если брать за год, у нас только на Кипр и в Нидерланды уходит примерно 50 млрд долларов доходов с территории России, — жаловался в июле глава Минфина Антон Силуанов. — Если учесть, что примерно половина этой суммы является доходами, которые принадлежат российским налоговым резидентам, мы могли бы получить около 30 млрд рублей дополнительных доходов в бюджет».
В РСПП превалируют другие мнения: мол, для репатриации бизнеса нужно не загонять его «красными флажками», а создавать нормальные условия, сравнимые со среднеевропейскими или как минимум с нынешними дальневосточными «территориями опережающего развития».
Но в правительстве нынче задули иные ветры. После долгих и бурных обсуждений вопроса о создании свободной экономической зоны в Крыму кабинет Дмитрия Медведева решил отказаться от установления в Крымском федеральном округе (КФО) пониженных ставок налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов. Таким образом, прежние намерения властей создать дополнительные стимулы для регистрации в Крыму новых предприятий приказали долго жить.
Урезаны и многие другие льготы, которых ожидали крымские деловые круги. В частности предполагалось, что законопроект об особой экономической зоне «Крым» будет содержать льготы резидентам в виде нулевой ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет. Предусматривалась возможность установления пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в местные бюджеты, в размере не выше 13,5%. Плюс резиденты ОЭЗ сроком на 10 лет могли быть освобождены и от уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество.
Но теперь верх берут текущие, сиюминутные потребности федерального бюджета, который все больше нуждается в деньгах, а получает их все меньше. Получается, о будущем думать уже некогда?
Слово эксперту
Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов
— Распространять налоговые льготы на всю страну — значит просто отменить режим особых экономических зон. Но есть же система налогообложения, а также таможенный режим, который тоже наполняет казну. Понятно, что взять и поломать все это невозможно. Считаю, это чисто популистские заявления, за которыми не стоит никакого расчета. Что-то просвистело — и забыли.
Для развития бизнеса необходимо изменение макроэкономической, денежной и бюджетной политики. Это целая система взаимосвязанных мер, где крайне вредны любые резкие движения. Наконец, нельзя на всю страну распространить режимы, носящие специальный характер, созданные специально для стимулирования того или иного регионального проекта. Тогда это все девальвируется и теряет смысл.