Это ответ не только Данилы Багрова из фильма «Брат». Те же слова можно вынести эпиграфом к жизни героев представленных здесь книг. Родом из разных эпох, живших в разных обстоятельствах, их связывает верность правде и мужество в стремлении ее отстоять. Даже если для этого требуется уплатить очень дорогую цену...
Митрополит Иларион (Алфеев). «Иисус Христос»
Почему на Пасху даже не вполне верующие произносят «Христос воскресе!» и вот уже две тысячи лет имя Его не сходит с миллионов уст? Книга про это. Митрополит Волоколамский написал вначале шеститомник, а теперь вместил обширный материал в 600-страничный труд. Тут весь — от воплощения до распятия — земной путь Сына Божьего. Он жил без постоянного крова, проповедовал под открытым небом, обходился самым малым — и вершил чудеса. Евангельские сведения подробно комментируются автором, а теориям, ложно трактующим жизнь и учение Христа, дан отпор. Конечно же, вопрос о том, как можно издавать биографию Иисуса в известной молодогвардейской серии «ЖЗЛ» и ставить ее на полку рядом с такими персонажами, как Ленин, Савинков или Троцкий, возникает у многих. Но автор его парирует так: Христос не погнушался быть распятым между двумя разбойниками: Все так. Но уж очень не «серийной» личностью был Иисус Христос — и с этим тоже трудно спорить.
Юлий Даниэль. «Проза. Стихи. Переводы»
В сборнике — ставшие запретным плодом повести «Искупление» и «Говорит Москва», за публикацию которых на Западе автор получил пять лет заключения в СССР. Лагерные стихотворения: «Да будет солона твоя вода, / И горек хлеб, и сны не станут сниться, / Пока вокруг ты видишь эти лица / И в черных робах мается беда...» Переложения Байрона, Аполлинера, Лорки — Даниэль знал пять языков. И гофманианский рассказ «В районном центре», о котором автор шутил: «У меня не было возможности прийти из Лефортовской тюрьмы и вручить его милейшему следователю КГБ». Это про оборотня — секретаря райкома: «Он был крупный темно-серый кот с рыжими подпалинами в паху и на боках». И хотя потом вновь стал человеком, на него по привычке цыкают: «Тьфу ты, проклятый, напугал! Брысь!!!»
Сказать бы «брысь» и тем, кто заставил самого Даниэля, инвалида войны, прошедшего на фронте от Украины до Пруссии, грузить мешки с углем. Но сам писатель устами своего героя признается: «Я думаю, что написанное мною могло быть написано любым человеком моего поколения, моей судьбы, так же, как и я, любящим эту проклятую, эту прекрасную страну».
Дмитрий Дегтев, Дмитрий Зубов. «Воздушная битва за Москву»
Для поднятия боевого духа в начале войны Совинформбюро преувеличивало успехи сталинских соколов в боях под Москвой. На войне такое бывает, любую армию принято кормить примерами неслыханной доблести. Тем интереснее документы из наших и немецких архивов, в которых всплывают подробности битвы в небе. Так, в августе 41-го сообщалось о шести авианалетах фашистов на столицу, где участвовало якобы 1250 «хейнкелей» и «юнкерсов». Этого не было. А вот что подтверждено документально: одна из эскадрилий люфтваффе Wekusta 26 к осени того же года действительно потеряла в небе над столицей самое большое количество самолетов и летчиков с начала всей Второй мировой войны. И фашистам не удалось произвести в городе глобальных разрушений, несмотря на то что Москву защищали не самые опытные летчики: лишь четверо сумели преодолеть планку в 10 личных побед. Наши брали геройством. Чего стоит пример одного из самых необычных летчиков-истребителей в советских ВВС Василия Найденко, тоже защищавшего Москву. Герой Советского Союза, участник четырех войн, он лишился в бою ноги, но вернулся в строй. А всего одержал 22 личные и 56 групповых побед.