На встрече с мэром общественники одобрили инициативу. «Сам живу в деревянном доме и поставил анализаторы дыма, но вижу, что не все соседи обращают на это внимание, — сказал житель соседнего барака Василий Моргунов. — А ведь такой сигнал может быть спасением». И с этим не поспоришь. Но вопросы все равно остаются.
Спасать нужно многих: реестр аварийного жилья в столице Ямало-Ненецкого автономного округа насчитывает 516 объектов, а общая площадь аварийных домов составляет более 230 тысяч кв. метров.
При этом Ямал признан социально благополучным регионом. В исследовании Фонда развития гражданского общества по итогам III квартала 2023 года на основе данных Росстата говорится: «Топ-35 самых социально благополучных регионов в России возглавили ЯНАО, Ненецкий округ и ХМАО. Рейтинг подготовлен на основе соотношения средней заработной платы к расчетной минимальной стоимости жизни». Одни из самых больших зарплат тоже зафиксированы на Ямале: на Чукотке в среднем 141 тысяча, в ЯНАО — 140 тысяч рублей.
А в ночь на 17 декабря в Салехарде сгорел двухэтажный дом на улице Чапаева, 3. Жильцы спали, когда огонь начал пожирать один квадратный метр за другим. Они проснулись от удушливого дыма. Прибывшие спасатели три часа боролись с огнем, параллельно помогая погорельцам покинуть полыхающую «деревяшку». Всего жильцов было 44, из них 14 детей. К великому счастью, все остались живы. Теперь обитают у родственников или в пункте временного размещения, в общежитии, и принимают социальную помощь от волонтеров и прочих добрых людей — обувь, посуду и прочее добро, ведь люди остались буквально без ничего.
В процессе расследования выяснилось, что дом уже горел полгода назад, был признан аварийным и подлежал расселению. То есть в сегодняшних бедах людей немалая доля вины властей. И этот пожар был не единственным в Салехарде. Еще через три дня в городскую пожарную часть поступило сообщение, что огнем охвачен дом по адресу: Игарская, 52. Есть пострадавшая. А про жителей дома по адресу: Гаврюшина, 18 говорят так: «Трижды погорельцы». Последнее возгорание произошло 31 октября, тогда один из жильцов попал в реанимацию. Но поскольку из восьми квартир лишь одна муниципальная, а остальные — частная собственность, расходы на восстановление полусгоревшего жилья лягут на плечи спасшихся. В полном соответствии с девизом: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!».
Хотя известно, что они и раньше жили как на пороховой бочке из-за плохой проводки, которую никогда не меняли. Но заместитель начальника управления ЖКХ Анатолий Рогожников хладнокровно проинформировал: «В рамках Жилищного кодекса содержание и ответственность за эксплуатацию жилфонда несет собственник. А несущие конструкции и тепловой контур не пострадали». Другими словами, послал несчастных куда подальше.
Ямал называют сердцем нефтегазовой России. В этом регионе находятся более 130 месторождений, в которых добываются около 15% запасов российской нефти и более 80% газа. Крупнейшие налогоплательщики региона — предприятия топливно-энергетического комплекса: «Газпром», «Новатэк», «Газпром нефть» и их дочерние организации, на долю поступлений от которых приходится 92% доходов бюджета автономного округа. И в нынешнем году, принимая новый бюджет, администрация с гордостью докладывала, что он сбалансированный и бездефицитный, в приоритете остаются формирование комфортных условий для жизни салехардцев, реализация проектов благоустройства, модернизации жилищно-коммунального хозяйства...
Но если три года назад в программе ликвидации аварийного жилья в Салехарде крайним сроком был назначен 2025 год, то теперь его отодвинули на 2028-й. Зато решили поставить на каждую «деревяшку» датчики дыма. Чтобы он глаза не ел... Мудрое решение, инновационное.